— Когда мы всё затевали, больше всего я боялся, что режиссеры будут отказываться, — признался президент Чехов-феста Валерий Шадрин.
Его опасения не напрасны. Огромное количество “Дядь Вань”, “Чаек” и “Вишневых садов”, и без того идущих на столичных подмостках, могут выглядеть глобальным перебором. Но Чехов, как хорошая эскадрилья, как недвижимость, — вечен, как поэтически выразился директор Французского культурного центра в Москве Доминик Жамбон. И с этим не поспоришь: Чехов — это наше все.
Итак, Чеховский фестиваль, связанный со 150-летием со дня рождения классика, стартует уже в январе — последняя январская неделя пройдет под знаком классика и откроется спектаклем “Свадьба” в постановке Владимира Панкова (лидера Saund-Drama) с белорусскими актерами. Ну а дальше — 15 спектаклей режиссеров с мировыми именами. Среди них: Франк Касторф, Матс Эк, Важди Муаавад, Жозеф Надж, Начо Дуато, Херардо Вера и другие. На сегодняшний день из этой мировой обоймы готово только три — это Панков, Лин Хваймин и Херардо Вера (“Платонов”). Как обещают организаторы фестиваля, никаких стандартов и банальностей режиссеры не обещают. Напротив, только современное прочтение Чехова. Например, Франк Касторф соединяет на сцене чеховских “Мужиков” и “Трех сестер” в постановке “В Москву! В Москву!”.
Не менее неожиданной будет и московская программа, которую уже, по сути, открыл спектакль Римаса Туминаса “Дядя Ваня” Вахтанговского театра. Уже сейчас билетов на него не достать. Водевильного Чехова готовит Алексей Бородин из РАМТа, а абсурдного — Дмитрий Крымов, Михаил Левитин.
Весь бюджет фестиваля составляет 360 миллионов рублей и на сегодняшний день подтвержден Минкультом РФ, московским правительством и странами — участницами фестиваля.