Маленькая девочка в розовой кофточке скачет по мрамору и не отдает себе отчета, что это надгробие ее великого деда. Такова сила жизни, вложенная в нее Олегом Ефремовым. Вчера его вспомнили все — 10 лет назад он ушел из жизни.
Новодевичье кладбище. 11.30. Охранники, кстати, одни из самых знающих из кладбищенских работников Москвы, говорят:
— Да только что вот Табаков ушел.
— Один был?
— Нет, не один, с женой приходил и с большим букетом.
А на могиле Ефремова, как ни странно, никого. Рядом под белым мрамором Станиславский лежит, напротив — Михаил Булгаков, вокруг — артисты Художественного. В общем, здесь все свои. Кладем белые гвоздики, собираемся уйти, как появляется Миша Ефремов. Говорит, что с семьей был здесь, сходил на могилу к другому дедушке — Борису Покровскому, — но вернулся. Следом пришла вся семья — Алла Покровская, замечательная актриса “Современника”, жена Михаила Соня с двумя девочками.
— Это наши Верочка и Надя, — смеется Алла Борисовна, — Вера, Надежда и мать их Софья.
Софья, кстати сказать, с детства пела в хоре театра Покровского, очевидно, не предполагая, что войдет в эту знаменитую со всех сторон семью. И вот теперь у нее две девочки, и она еще ждет ребенка. Беременность ей к лицу — очень похорошела.
— Это у нас будет Борян, — говорит она, — в честь дедушки. Покровский еще застал Верочку, держал ее маленькой на руках.
А вот Олег Николаевич своих последних внуков не увидел. Обе большеглазые — у одной синие, у другой — зеленые. Вот эта зеленоглазка — Наденька, егоза — не сидит на месте и легкомысленно скачет по плите, под которой покоится ее великий дед.
Олег Ефремов не просто великий режиссер, создатель “Современника”, худрук Художественного и учитель тех, кто стал гордостью русского театра. Он прежде всего — великий человек, который умел как никто любить и прощать, видеть большое и игнорировать мелкое, ценить талант и презирать (открыто, без оглядки) бездарность.