“Кинотавр” объявил “Перемирие”. ФОТО

“МК” подводит итоги кинофестиваля

“Кинотавр” объявил своих победителей. Главный приз — фильму Светланы Проскуриной “Перемирие”. Лучший режиссер — Сергей Лозница за картину “Счастье мое”. В целом соглашаясь с раскладом жюри, “МК” подвел собственные итоги прошедшего фестиваля: скандалы, лучшие вечеринки и, конечно, фильмы.
“МК” подводит итоги кинофестиваля
Главные призеры фестиваля — режиссеры Светлана Проскурина и Сергей Лозница.

— Меня судили профессионалы, не зрители. Это особая подробность, — говорила “МК” Светлана Проскурина сразу после лаконичной церемонии награждения. — Для меня очень важен такой контекст и такого рода признание. Я неотлучно и каждодневно находилась с этим проектом два года. Столько у меня заняла работа над картиной. Но на самом деле сценарий был написан Дмитрием Соболевым (автор сценария фильма Павла Лунгина “Остров”. — Н.К.) давно, это его дипломная работа на курсе Юры Арабова.


— Поздравляю вас и с призом за лучшую мужскую роль Ивану Добронравову.  Я болел за него.


— Ваня — поразительно отважный мальчик. Он настолько явно проявил ко мне верность. Ни в чем мне не отказывал. Он так боялся, когда лез на эту вышку с высоковольтными проводами. Причем мы же дважды заставляли его это делать… Он изумительный. Настоящий мужчина и настоящий товарищ. Неотрывно был с нами весь период съемок.


— Я знаю, что он не смог приехать на закрытие из-за экзаменов в ГИТИСе. Но вы уже телеграфировали ему о победе?


— Нет, вы же меня разрываете на части! Я даже не могу Ванечке написать, что держу в руках его приз.

“Кинотавр” объявил “Перемирие”

“Кинотавр”  объявил “Перемирие”

Смотрите фотогалерею по теме


Скандал фестиваля


Надо признать, что “Кинотавру” удалось собрать хоть и не однородную, но интересную программу. Программа вышла бы еще богаче, если бы не решение продюсеров фильма Алексея Федорченко “Овсянки” снять картину с конкурса за два дня до показа. Причина — сильное давление со стороны Венецианского кинофестиваля, который заинтересован в том, чтобы мировая премьера фильма прошла именно в Италии.


Еще в мае, в Каннах, оба фестиваля вели разговоры о дальнейшей судьбе фильма — и его продюсеры клятвенно заверили, что не будут снимать картину из конкурса “Кинотавра”. Сложившаяся ситуация никак не смутила режиссера фильма Алексея Федорченко. Он в сопровождении съемочной группы находился на “Кинотавре” с первого дня и даже после объявления о выходе из конкурса продолжал ходить на все фестивальные мероприятия.


Фильм фестиваля


Тогда же, в Каннах, схожие разговоры велись и о другом участнике основного конкурса — дебютном фильме Андрея Стемпковского “Обратное движение”. В отличие от своего коллеги Андрей не отреагировал на намеки Венецианского кинофестиваля и картину с конкурса не снял. В итоге его фильм, несмотря на молодость режиссера, пришедшего в кино после финансовой академии и работы профессиональным фотографом, оказался одним из лучших. Результат: приз жюри за лучший сценарий и специальное упоминание Гильдии киноведов и кинокритиков. Главный герой фильма — солдат неопределенной войны где-то на окраине России. Пропав без вести, он возвращается в дом, где уже почти потеряли надежду его увидеть. Там он сталкивается с покалеченным мальчонкой нерусского происхождения, которого подобрала на улице его мать и который так напоминает ему тех, с кем он только что воевал.


Фильм в чем-то продолжает идею “12” Никиты Михалкова. Но картина Стемпковского не замусорена патетическими высказываниями обо всем на свете. В ней вообще не так много слов. Она вся соткана из драматичных пауз. Зато в ней есть натянутый нерв, который становится тоньше с каждой минутой, чтобы оборваться в эффектном, как у “Гран Торино” Клинта Иствуда, финале. В отличие от офицера Михалкова, который бывшим не бывает, бывший солдат Стемпковского не говорит фразу: “Чеченёнок не виноват!”. Зато, если потребуется, готов отдать за него жизнь.


Предстояние фестиваля


На фестивале побывал и сам Никита Михалков, чтобы показать на площади свой, еще более патетический фильм — “Утомленные солнцем-2”. До этого он успел поиграть на теннисном турнире и предпочесть просмотр фильма-конкурента еще по Каннам — “Счастье мое” Сергея Лозницы про несчастного дальнобойщика, получившего палкой по голове за муку и застрявшего с тех пор в депрессивной смоленской глуши, ожидая то ли когда его, то ли когда он кого-нибудь грохнет, масштабной презентации нового проекта старшего брата.


По настрою фильм напоминает другую, одну из самых скандальных в истории “Кинотавра” картину — “Груз 200”. Но если зло у Алексея Балабанова исходило главным образом от одного человека — маньяка-милиционера, то Сергей Лозница создает среду, в которой практически любого можно представить в роли вора или убийцы. Отличие между двумя картинами еще и в том, что Балабанов ограничился вполне конкретным временем — 1984 годом. Тогда как Сергей Лозница проводит параллель между началом Великой Отечественной войны и ближайшей современностью. И сравнение это явно не в пользу героев фильма: за это время они стали еще более злобными и жестокими.


На просмотре по правую руку от Никиты Михалкова сидел Федор Бондарчук. По левую — супруга Татьяна. За время просмотра НСМ все время не знал, куда деться. То положит на переднее кресло две руки, то облокотится на одну, то вытянет ее вдоль спинки стула супруги, как бы обнимая, то проведет по голове, то снимет и наденет очки.


После просмотра любые вопросы о фильме Михалков встречал шутливой улыбкой, заверив всех, что картина ему очень понравилась, — и поэтому он пришел смотреть ее второй раз. Правда, Сергей Лозница признался, что в Каннах с Михалковым ни разу не сталкивался. Больше же всего зацикленность картины на пороках русской глубинки пришлась по душе критикам, присудившим ей свой главный приз.


Вечеринка фестиваля


Вечеринки, что закатывали каждую ночь на пляже, повторяли одну и ту же картину: толпа людей, не смотрящих на сцену и молниеносно уничтожающих остатки еды и спиртного на столах. В итоге самыми подготовленными оказались создатели фильма “Любовь-морковь-3”, которые привезли в Сочи целых 19 минут будущего фильма. На этот раз герои Гоши Куценко и Кристины Орбакайте меняются телами с родителями, которых играют Владимир Меньшов и Лия Ахеджакова. Самой оригинальной вышла презентация англоязычного проекта Андрея Кончаловского “Щелкунчик и Крысиный король”, для которого на пляже перед морем залили самый настоящий каток. Ну а ближе к концу в отеле “Родина”, где себе могут позволить снять номер на весь срок фестиваля только такие люди, как Федор Бондарчук, отмечала пятнадцатый день рождения одна из крупнейших кинокомпаний России, создавшая сериал “Ликвидация” и выпустившая в прокат последний фильм Никиты Михалкова. Фейерверки, живое выступление Нино Катамадзе, море спонсорского коньяка и влиятельные гости типа жены владельца отеля Полины Дерипаски, дочери Бориса Ельцина Татьяны Юмашевой и пресс-секретаря президента, — пафос на российских тусовках никогда не выйдет из моды.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру