Голый рок над Волгой

Deep Purple выучили “Самару-городок”

16.06.2010 в 17:21, просмотров: 7475

220 тысяч фанатов рока пришли на поле “Красный пахарь” под Самарой 12 июня. Людей этих влекло не что иное, как святая к музыке любовь, слившаяся с длинными праздничными выходными. Иначе не объяснить их 12-часовое стояние перед сценой фестиваля “Рок над Волгой-2010”.

Голый рок над Волгой
Константин Хабенский попросил организаторов переправить свой гонорар в Фонд помощи детям, больным раком. Автор фото: Антон Миславский.

Состав участников удовлетворял самые разные фанатские пристрастия. Открыл программу новый, но уже довольно уважаемый арт-рок-коллектив “Мордор”, затем пошла череда рок-фаворитов: “Аквариум”, “Сплин”, “КиШ”, “Кипелов”, “Машина времени”, “Пелагея”, Бутусов и “Ю-Питер”. “ЧайФ” в этот день умудрился выступить и в Самаре, и в Москве. “Алиса” под фейерверк закрывала фестиваль. Константин Кинчев, как известно, привык быть на фестивалях только хедлайнером. Даже английской легенде Deep Purple пришлось топтать сцену перед “Алисой”.

Смотрите фоторепортаж по теме: Голый рок над Волгой
14 фото


Пелагеей по Наличу


Песни звучали в основном старые, как заметил Андрей Макаревич, на фестивале нелогично кормить людей музыкальными новинками — все пришли попеть хором любимые хиты. Однако “Алиса” представила миру сингл “Твердый знак” с одноименного альбома, который выйдет осенью. А Вячеслав Бутусов — песню “Дети Минут” на неизвестные стихи Виктора Цоя. В Интернете уже появился клип на это творение, в котором использованы кинокадры, где музыкант говорит, что люди делятся на две категории: одни сидят на трубах, другим нужны деньги. Многие артисты вспоминали о нем со сцены — ведь идет 20-й год со смерти главной рок-легенды 80-х. “ЧайФы” в память о Цое прокричали “Маму-Анархию”.


Искрящаяся позитивом Пелагея еще раз напомнила об ушедших “Нюркиной песней” Янки Дягилевой. Но потом рассказала, что этот трек — единственное, что связывает ее с творчеством землячки. Более близка ей музыка новоявленного воина за “Евровидение” от России Петра Налича: “Я была на его концерте и поняла, что у нас очень много пересекающихся песен, как это ни странно. С ним было бы прикольно спеть”.

Этнорокерша поведала, как страдает во имя сохранения своего голоса: “Если я подойду сейчас к сцене, мне нельзя будет разговаривать. Нельзя находиться в прохладных помещениях, нельзя пить холодное. Нужно постоянно держать мышцы в тонусе. И если нет концертов несколько дней, я обязательно распеваюсь”.


Рокер Дюжев


Самым активным ведущим был актер Дмитрий Дюжев. Стоя рядом с Гаркушей из “АукцЫона”, он сиял как медный пятак, неустанно благодарил организаторов за то, что его позвали, восхвалял День России, признавался в любви землякам (оказалось, что он жил в нескольких городах на Волге), декламировал стихи, вспоминал рок-н-ролльную юность, танцы под тяжелый рок и добросовестно зачитывал объявления из зала о потерявшихся людях. Перед Deep Purple сердобольный Дюжев устроил массовый водопой первым рядам, вдавленным толпой в железные ограждения, которые в середине фестиваля пришлось срочно укреплять: не выдержали напора. Больше всего актер был шокирован публикой: “Я видел седых дедушек и детей, показывающих знаки во славу рока!” Наблюдать за этим было как минимум забавно, припоминая, как на недавнем юбилее известного поп-композитора Кима Брейтбурга (рокера только в далеком прошлом) рок-фанат Дмитрий с точно таким же энтузиазмом восхвалял все вокруг и пел в дуэте с Тамарой Гвердцители в промежутке между Лаймой Вайкуле и Борисом Моисеевым.


“Скованные” без “совка”


Рок-шоу катилось практически без задержек, четко по графику, что для наших опен-эйров — редкость. Казалось, современная молодежь, не видавшая “совка”, уже совершенно по-новому, радостно воспринимает слова Ильи Кормильцева из песни “Скованные одной цепью”, обязательной программной композиции фестивалей с участием Бутусова. Апофеозом всеобщей сцепки в одну рок-цепочку стал гром голосов, по команде Кинчева скандирующих в полной тишине: “Моя светлая Русь!” Константин запретил снимать свое выступление, поэтому в телеверсии концерта его нет. Но собравшиеся на поле увидели все чудеса красно-черной хореографии предводителя армии “Алисы”. По отточенности движений, пластике и красоте поз с ним действительно не сравнится ни один русский рокер, которым на внешний антураж обычно наплевать.


Единственным недоумением художественной составляющей программы было выступление экс-солистки подзабытой эстрадной группы “Лицей” Лены Перовой. Певица присутствовала на сцене в качестве соведущей концерта рука об руку с Дмитрием Дюжевым, Олегом Гаркушей и Константином Хабенским. В промежутке между живыми выступлениями больших рокеров была включена музыкальная фонограмма, и Лена запела… Чтобы не портить общее впечатление от звукоряда, легче всего этот неописуемый момент можно было списать на легкий “сбой в матрице”. Весь день крайне общительная Лена, не избалованная вниманием прессы, направо и налево раздавала комплименты участникам мероприятия и коллегам. В результате ее заподозрили в любовной связи с Константином Хабенским. Актер тем временем практически не выходил из гримерной палатки, кутаясь в кожаную куртку в 30-градусную жару. Пару давно связывают приятельские отношения, которые вполне могли бы перерасти во что-то большее. Только по тусовке ходят упорные слухи, что Лену в плане настройки личной жизни интересуют совершенно иные объекты.


Артисты обожают делать фестивальные выступления неповторимыми, менять слова в песнях, которые все знают наизусть. В прошлом году Александр Васильев из “Сплина” на этой сцене пошутил, что “может быть, я ни Коля, ни Басков...”, на этот раз в припеве “Словом, мы все больны гандболом”, несколько раз прокричал вместо “гандбола” слово “Газпром”. Объяснил это позднее искренней неприязнью к тому, как одноименная компания в последнее время грубо заполонила его любимый город Санкт-Петербург.


...Отдавив коронные вокально-металлические хиты, удалился со сцены Кипелов, задорно напевая: “Эх, Самара-городок, беспокойная я…” Излюбленной темой для закулисных разговоров Валерия Александровича в этот день был совсем не рок, а его любимые внучки. Пока музыкант трогательно признавался, что уже немолод и с большим кайфом возится с потомками, ездит с ними на дачу на метро и учит играть на баяне, случился самый длинный перерыв в программе — переоборудовали сцену под Deep Purple.


Smoke on the Volga


Кумиры, доставленные за кулисы в бронированных танкообразных авто под конвоем милиции, уже рвались на сцену из заботливых рук местных чиновников, любезно интересующихся их самочувствием. Для удобства долгожданным гостям была предложена даже отдельная синенькая кабинка биотуалета с распечатанной на принтере табличкой “Туалет только для Deep Purple” — наверняка строго по райдеру. Кабинку поставили на самом видном месте у входа на сцену.


В этот день, за исключением безукоризненного, мастерски сыгранного сета, DP особенно не фестивалили. Главный праздник был у них накануне, когда они отправились на увеселительную теплоходную прогулку по Волге. Любуясь многослойными известняковыми Жигулевскими горами, музыканты налегали на напитки, оговоренные заранее, — водку, виски и пиво. Солист группы Ян Гиллан так разгорячился, что когда судно пришвартовалось на пустынном пляже, вошел в мягкую прохладную воду реки нагишом.


После такого отдыха у легенд 70-х было полно сил — чувствуется старая бурная рок-школа. Бескрайняя толпа ликовала, DP выделывали милые коленца, воркуя с публикой. Вторя Кипелову, они сыграли бодрую клавишно-ударную развлекалочку на тему “Самары-городка”. Главный хит DP “Smoke on the water” на вечер превратился в “Smoke on the Volga”. По требованию Гиллана пара сотен тысяч глоток самозабвенно орала знаменитый припев в новом варианте. В кулуарах шутили, что под такое дело могли бы и всю программу на русский перевести. Гиллан и так блеснул финальным “спасибо” почти без акцента.


О том, что большой фестиваль, происходящий в День России, чисто теоретически может быть трактован как политическое мероприятие, DP не думали. Да и к нашим властям у них отношение отстраненное и лояльное: “Для нас честь, что наша группа нравится Президенту РФ. Он очень хороший человек. Но это нормальный человеческий процесс. Нас любят те, кто родился и вырос в одно с нами время”. Это было последнее выступление группы в гастрольном туре (DP приехали в Самару из Швейцарии). Музыканты разъехались на пару месяцев “по квартирам”. Совсем скоро они собираются представить миру новый альбом.


Про рок-политику


За безопасность волноваться не приходилось — на поле доставили более двух с половиной тысяч милиционеров, по одному на 80 отдыхающих. Забыть об охранниках порядка было невозможно — над “Красным пахарем” то и дело кружил вертолет с надписью “Милиция”. Собравшиеся глазели на металлическую серо-синюю “стрекозу”, когда Андрей Макаревич показывал, что “он один лучше всех играет блюз”. А за кулисами он раздраженно объяснял игру жизни: “Я больше всего на свете не люблю профессиональных протестантов, они же — профессиональные патриоты. Не надо делать из протеста работу! Когда нам не давали делать то, что мы считаем нужным, мы против этого выступали. Наша страна сильно изменилась, и мы получили возможность делать то, что мы делаем, только мы стали старше на 40 лет, а мир изменился. Не думаю, что что-то там прогнулось под нас...”


Больше всего обсуждали, конечно же, День России. “Для того чтобы праздник стал таким же, как Новый год, должно пройти время. Самое главное — это то, что если мы не будем любить свою страну, у нас тут ни черта не получится, какие праздники ни заказывай, какие концерты ни проводи”, — высказался на этот счет Макаревич. По мнению Александра Кутикова, праздником этот день станет, “когда каждый будет считать себя свободным и независимым человеком”. Александр Васильев в высказываниях не стеснялся: “Для того чтобы праздник стал настоящим, не хватает двух вещей: все богатства страны нужно оставить внутри страны и выпустить всех политзаключенных”.


Самара.

ЦИФРЫ


12 палаток торговали на фестивале пивом

60 000 банок пива было продано и выпито

200 биотуалетов приняли пивной удар на себя