…Марчевский в манеже с 7 утра до глубокой ночи; он настоящая цирковая гордость Урала — да о чем говорить можно, когда человек «пробил» открытие станции метро прямо напротив входа, плюс прекрасное общежитие, плюс спектакли — один другого лучше. И его самое главное детище — единственный в мире фестиваль клоунов. Уже шестой, кстати.
— Нет, я не знаю, — скромно говорит он «МК», — может, кто-то уже и скопировал, но пока о втором жанровом фестивале клоунады не слышал... Артисты, мировые звезды уезжают в слезах: «Толя, какая замечательная затея — ведь в мире мы все конкуренты, а у тебя в манеже — друзья!»
Ой, неужели? Из маленькой коробки вылезает огромный раздувающийся человек — да-да, это супергерой феста Белло Нок: у него в программе будет аж три выхода — игра со зрителем в шарики, собственно, «надувной акробат» и... а вот третье — сюрприз (о чем «МК» отдельно поведует в рубрике «Манежное дело»).
— Анатолий Павлович, ну этот форум самый ударный!
— Да как сказать? Каждый клоун — индивидуальность. Вот кто лучше — Чехов или Шекспир? То же и с нашими фестивалями — всякий раз новые герои (обычно я приглашаю пару мегазвезд, костяк из просто хороших клоунов, ну и на десерт — нашу молодежь, как без нее).
...Кстати, никаких «первых мест» на фесте не предусмотрено — здесь действительно первые все.
— Билетов уже нет?
— Да уж какие билеты... Вон тот же Нок — это ж универсальный артист, я помню его еще по Монте-Карло. К нам он ранее не приезжал. Физическая подготовка очень сильная — он и акробат, и канатоходец, и амортизатор на американском «колесе смерти». Где вы еще такого увидите?
— Обычно вы посвящали свои фестивали великим — Чаплину, Енгибарову, Никулину...
— На шестой раз — и я об этом еще не рассказывал — мы придумали ход с «академией клоунады». Это повеселее, чем просто банальный дивертисмент. То есть в манеж является очередной мастер иронии, поступает в класс, пытается сдать экзамен на акробатическую пантомиму, проваливает, его увольняют, он пытается снова... затем ему выдают диплом на право бесплатно работать в цирке Екатеринбурга. Такая вот шуточная форма.
В чем вообще уникальность фестиваля? В обычном представлении клоун-коверный как бы объединяет программу, выходя раз от разу. Он как дирижер, а остальные артисты — музыканты. А у Марчевского получается, что дирижеры буквально все:
— Так и есть: зрители становятся оркестром, а в манеже — десять дирижеров, создающих невероятную атмосферу праздника. Не говоря уже о мастер-классах для начинающих, не говоря о расширении дружеских взаимосвязей... Смысл-то один: Россия — мировой лидер в цирковом деле и центр притяжения; так вот, она должна таковым и остаться.