Церетели привез в Италию цирк

12 апреля в Морчиано ди Романья открывается скульптурная композиция «Клоуны»

...Зураб Церетели любит Италию, и Италия любит его. В 2002-м в Риме на вилле Боргезе обосновался его знаменитый Гоголь, снимающий с себя маску. В 2003-м в Бари поставили бронзовый образ Николая Чудотворца. И, наконец, сейчас в милейшем и тишайшем городке Морчиано ди Романья (область Эмилия-Романья) открывают его «Клоунов» — и это не просто три потешные фигурки, тут есть намек. О необычной парковой скульптуре «МК» рассказал вице-президент Академии художеств Андрей Золотов.

12 апреля в Морчиано ди Романья открывается скульптурная композиция «Клоуны»

Ну, собственно, с перевозкой особых хлопот не было — 4-метровую композицию (4х2,5х1,5), не разбирая, упаковали в деревянный ящик и на траке довезли до Италии. Стоять бронзовое подножие будет прямо на земле, без постамента, что подразумевает близкий контакт «Клоунов» с детьми, да и со всеми гуляющими на площади...

— Скажу одну интересную вещь, — говорит «МК» Андрей Золотов, — все городские скульптуры так или иначе взаимодействуют друг с другом, даже если они не стоят рядом. Это особый мир. Так вот, город Морчиано ди Романья уже славится любопытнейшим «Развитием бутылки в пространстве» — это как бы памятник легендарному итальянскому художнику и скульптору Умберто Боччони, который здесь родился и работал. «Развитие бутылки» сделано по мотивам его композиции 1912 года, находящейся в музее в Милане. В Морчиано стоит также известная скульптура еще одного мэтра — Арнальдо Помодоро «Удар крыла». И вот теперь там появляются «Клоуны» — три новых полноправных жителя...

...Самый «обстоятельный», центральный клоун сидит на стуле, скрипач оседлал спинку того же стула, третий же стоит на голове — и мы видим только его ноги. Все завязано на едином основании.

— Понятно, что Церетели — очень глубокий художник, — продолжает г-н Золотов, — и в его вещах всегда можно уловить тайные смыслы. Вот, например, римский Гоголь: во-первых, он изображен портретно-нежно, лирически; а во-вторых, его маска точь-в-точь повторяет его же лицо (Гоголь-художник и Гоголь-человек — одна суть). Также и с «Клоунами»: городок Морчиано ди Романья расположен близ Римини. А в Римини, как известно, родился Федерико Феллини, у которого атмосфера клоунады пронизывает буквально все его произведения. А что есть клоунада? Это когда душа человека проявляется естественно и свободно.

Золотов подметил, что если внимательно приглядеться к главному персонажу — сидящему клоуну (на руке которого птица), то в чертах его лица угадывается схожесть с самим Феллини.

— Вы видите удивление в глазах? Вот этот самый открытый взгляд мне лично приходилось видеть, когда Феллини приезжал в Москву на кинофестиваль. Удивление, доброта, простота. Все эти качества присущи и творчеству Зураба Константиновича в целом. Ведь он художник не только мощный, но и добрый. Так что, думаю, итальянцы будут «Клоунам» очень рады.

Итак, главный месседж: удивляйтесь, господа, удивляйтесь. Тем более что место тому очень способствует. В воздухе словно разлита тишина, ощущается близость к морю, спокойные, не кричащие пейзажи. Нет напряжения.

— Это цирк под открытым небом. Пусть дети играют рядом, пусть гуляют мамы с колясками... и «Клоуны» еще больше согреют и без того не холодный итальянский мир, стоит лишь услышать знакомую музыку веселого скрипача из бессмертной ленты Феллини...