У музыкантов открылись Сочи

Юрий БАШМЕТ: “Я хочу, чтобы на каждом фестивале была мировая премьера!”

Под занавес второго Зимнего фестиваля в Сочи, который враз перестал быть явлением чисто регионального масштаба, Юрий Башмет (арт-директор) поделился с нами как впечатлением о форуме в целом, так и возможными планами на будущее. А они поистине необъятны.

…Столь яркого действа Россия не видела давно. Шутка ли: Сочи, мертвый сезон, а в роскошный Зимний театр — очереди у касс и билетов нет. На памяти у старожилов подобное за последние годы впервые. Скрипачка Алена Баева и виолончелист Александр Бузлов, дирижеры Эмил Табаков и Александр Сладковский, пианисты Ростислав Кример и Александр Мельников — все лучшее здесь, не говоря уж о самом Башмете и его двух оркестрах.

— Вот дали 9 концертов, — рассказывает Юрий Абрамович, — и сами не ожидали такой реакции: город неделю живет высокой музыкой, все места проданы. А это — сигнал к действию. В 2010-м планируем пригласить балерину Ульяну Лопаткину, лидирующего в своем поколении скрипача Вадима Репина, разумеется, Валерия Гергиева — думаю, он обязательно приедет, у него есть чувство ответственности и дружбы, и вообще он джигит (в этот раз по болезни Валерий Абисалович приехать не смог. — Я.С.). Ну и посмотрим, еще кто…

По мнению маэстро Башмета, море — хорошая приманка для западных звездных артистов, которые могут и не запросить большой гонорар за концерт, зато с удовольствием приедут с семьей, с близкими, хорошо отдохнут… Просто в качестве примера-предположения были упомянуты знаменитые пианисты Евгений Кисин и Марта Аргерих.

— А еще я бы хотел, — продолжает Башмет, — чтобы в Сочи прозвучало какое-нибудь специально написанное под фестиваль произведение. Надо зарядить несколько талантливых композиторов, чтоб каждый раз была мировая премьера! И это должны быть наши композиторы; они отличаются от зарубежных тем, что у них есть мысль. Это умная музыка, в ней, кроме талантливости, мелодичности, экспериментальности, есть смысл. А не оторванная от сути музыкальная форма. Это как если сравнить Шнитке и Нино Роту, допустим. Там красиво, а у Шнитке — гениально.

— Современная музыка — самая больная тема. Вам, например, очень многие композиторы посвящали свои произведения. Сколько из них еще не сыграно?

— Лежат у меня три или четыре концерта (альта с оркестром). Остальные — а это более 50 — сыграл. Но вот что интересно: из этих 50 в репертуаре реально осталось семь, только они выдержали проверку временем. Выжил весь Шнитке, выжил концерт Губайдуллиной, произведения Гии Канчели, Саши Чайковского…

— А Щедрин?

— Щедрин трудно проживает, честно говоря… Впрочем, не исключаю, что и к малоисполняемым концертам еще смогу вернуться. А вообще, кроме того, что “удачно написано или нет”, современная музыка — это прежде всего финансовый вопрос. Ведь ныне живущим авторам идут отчисления, какой-то процент от продажи билетов. Так, очень больной Шнитке в последние годы наконец попал в первую категорию композиторов: его исполняли в мире по 3—5 раз в день, ну и пошли на счет некие серьезные деньги.

— Но кроме отчислений организаторы и менеджеры фестивалей должны платить тем, у кого права на исполнение Стравинского, Шостаковича, даже Малера…

— Ну конечно! Поэтому нас часто просят заменить произведение: у организаторов банально нет денег. Либо, говорят, уменьшайте свой гонорар. Или такой вот ужас: пришла идея сделать переложение для альта, отталкиваясь от произведения такого-то композитора. Прекрасное переложение! Но надо идти в фонд, у которого все права, брать разрешение у людей, которые никакого отношения к музыке не имеют! Вот это и мешает исполнению современной музыки.

Такой пример. Играем “Смерть и девушка” — это знаменитый квартет Шуберта, который Малер переложил для оркестра. Так вот, ходят по концертам ревизоры, идут прямо в артистическую: “А где у вас разрешение? Вы нам должны 2800 евро за исполнение!” — “А мы у вас ноты не брали”. — “Ах, не брали? Ну, значит, еще и штраф — вы только у нас должны брать!” — “Извините, но у нас свои: мы не малеровское переложение играем”. — “Как так?” — “А вот — сравните партитуры”. А я там дописал два пиццикато (извлечение звука щипком) — вроде все то же, но уже другое. Такие вот способы есть…

— Сейчас главная тема у всех — кризис…

— Что до сочинского фестиваля — с ним, думаю, все будет в порядке. А вообще… Когда кризис коснется человека — он немножко понервничает, но потом поймет, что жизнь не кончилась, просто сократились нули. Миллиардер станет миллионером, у кого были миллионы — останутся тысячи, и так далее… Размер несчастья нельзя в деньгах рассчитать. Ребенок переживает ничуть не меньше, если взрослые отобрали у него игрушку: для него это такое же горе, как если взрослый теряет близкого. И вот кульминация этого ренессанса наступит в тот момент, когда все выровняется. Если бы сегодня у каждого из нас ровно на нуль уменьшить доход — это было бы замечательно. Проблему вижу только в том, что один рухнет сейчас, а следующий — только через три месяца, и вот эти три месяца будет неравноправие. Кого вытянут? Кто поднимется?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру