Фильм открытия “Короткое замыкание” сделан в актуальном формате альманаха — пять короткометражек, пять высказываний о любви молодых режиссеров Бориса Хлебникова, Ивана Вырыпаева, Алексея Германа-младшего, Петра Буслова и Кирилла Серебренникова. Все авторы согласны: миром движет любовь. И почти у всех она рифмуется со словом “кровь”. Именно ею приходится платить за большое, светлое чувство. Любовь убивает (герой из новеллы Буслова, засмотревшись на девушку, попадает рукой в шлифовальный станок и умирает, истекая кровью), любовь избивает (персонаж в новелле Серебренникова суется ко всем встречным с поцелуями, а в ответ получает побои). На “оптимистической” ноте, заданной фильмом открытия, продолжается и конкурсный показ.
“Кислород” Ивана Вырыпаева снят по его же пьесе, переведенной на 70 языков мира. Снят виртуозно, с тщательно продуманным, завораживающим изображением — и все о том же, о любви. Ее ради провинциал Санек (Алексей Филимонов), влюбившийся в столичную барышню (Каролина Грушка), убил лопатой некрасивую жену, которая не давала его организму достаточного кислорода. Это размышления автора на тему библейской заповеди “Не убий”. Далее фильм разбирает остальные девять — разумеется, не то, как им следуют, а как их нарушают.
“Европа—Азия” Ивана Дыховичного — зеркало, отражающее российскую жизнь с ее главными, по мнению автора, персонажами — аферистами, ментами, пиарщиками и непременной Ксюшей Собчак. Все они встречаются на границе между Европой и Азией, разводят друг друга на бабки, дерутся чуть не до смертоубийства и братаются с помощью проверенного русского средства — водки, которая всех примиряет и объединяет. Пограничная наша жизнь есть совершенный абсурд, который давно никого не удивляет, только смешит — зал на просмотре этой комедии дружно хохотал.
Фильм Андрея Прошкина “Миннесота” снят по сценарию Александра Миндадзе, поэтому тонкая, мастерская драматургия — самая сильная сторона притчеобразной картины. Два брата, две звезды провинциальной хоккейной команды. Вместе они — сила, по отдельности — ноли. Старший (Сергей Горобченко) покровительствует младшему (Антон Пампушный), но именно на младшего кладет глаз агент НХЛ (Виталий Хаев), искушая блестящей карьерой и сладкой жизнью в Миннесоте. Яд искушения постепенно разрушает братьев, их любовь. Все сломано, катастрофа неизбежна. Одного ждет смерть, другого — рабство, потому как обещанная Миннесота обернулась Пензой — и деться некуда, контракт подписан.
Все приговорены, законтрачены с безысходностью, как и Ангелина (Алиса Хазанова), героиня фильма Николая Хомерики “Сказка про темноту”. Геля мечтает о семье, о детях, а судьба издевательски подсунула ей работу в детской комнате милиции, где 4-летний ребенок отвечает на ее нежность крепким матом.
— Многих шокирует, что маленький мальчик в нашем фильме ругается матом, — сказала “МК” актриса Алиса Хазанова. — Он просто выучил текст, которого не понимал. Как выучил, так и забыл. А для фильма это было необходимо. Мат является частью нашего языка, хотим мы этого или нет.
— Как “Сказку про темноту” приняли в Каннах, где она была в конкурсе “Особый взгляд”?
— Очень хорошо, тепло. Был полный зал, и, похоже, картину поняли, в ней ведь рассказана универсальная история. Проблема была одна — непереводимый сленг, понятный только российскому зрителю.
— У вас незадолго до съемок в “Сказке про темноту” родился ребенок.
— Да, у меня две дочери. Когда я была беременна младшей, снималась в фильме Николая Досталя “Завещание Ленина”.
— А депрессивность нашего кино вас не смущает?
— “Сказку про темноту” многие восприняли как позитивное кино, которое выводит из темноты к свету. Вопрос в том, как к искусству относиться: если как к развлечению, то нужны легкие, веселые картины, а если как к серьезному искусству, которое ставит глубокие вопросы, то не следует ожидать, что будет легко.
Похоже, на “Кинотавре” легко не будет: в программе исключительно искусство, которое ставит серьезные вопросы. Так что мало не покажется.