Петер Гардош: “В школах лучше видна жестокость!”

В конкурсе ММКФ были показаны картины из США и Венгрии

Пройдя половину пути, 31-й Московский кинофестиваль продемонстрировал в конкурсной программе картину главной кинодержавы мира, а именно — американскую ленту “Пропавший без вести”. За ней следовал фильм “Выходка”, представивший Венгрию, страну с богатыми кинематографическими традициями.

Фильм режиссера Ноа Бушела “Пропавший без вести” критики встретили прохладно, скорее всего потому, что от американского кино всегда ждут слишком многого. На самом деле картина интересна хотя бы тем, что сделана в традициях старого доброго нуара, черной драмы с элементами детектива.

 Смотреть фильмы этого рода всегда занятно: каждый сюжетный поворот несет с собой сюрпризы, а герои непредсказуемы (вспомните классический “Мальтийский сокол” или нью-нуар “Секреты Лос-Анджелеса”). Ноа Бушел (он же и автор сценария фильма) пустил своего персонажа по не раз проверенному кинематографом пути: воспользовавшись печально памятными событиями 11 сентября, тот пропал без вести, то есть сменил документы и начал жизнь с чистого листа. Главным героем по традиции является частный детектив, который ищет беглеца. Автор честно выдержал стиль и правила жанра, а упрекать его в том, что он не Джон Хьюстон, Орсон Уэллс или Хичкок, по меньшей мере несправедливо.

Может быть, если бы сам режиссер приехал на фестиваль (а он не смог, и фильм представлял продюсер Луис Драбкин), то смог бы прояснить позиции, как это сделал автор венгерской картины “Выходка” Петер Гардош. Он рассказал о творчестве венгерского писателя Костолани, по рассказу которого снял свой фильм. Объясняя содержание “Выходки”, режиссер заметил, что сам толком не знает, кто из героев фильма прав, а кто виноват в том, что в закрытой католической школе один ученик убил другого. Поистине многие произведения мудрее своих авторов — смысл “Выходки” представляется предельно внятным, а изобразительный язык изысканным при кажущейся простоте (оператор Ласло Шереги-младший, кстати, тоже приехал на фестиваль). В картине представлена целая вереница юных героев, снабженных хорошо проработанными характерами и яркими индивидуальными чертами. Прекрасно играющие подростки — свидетельство высокого профессионализма режиссера. Судьба мальчиков вверена двум воспитателям, между которыми идет борьба за детские души. Но добрый педагог слишком занят собственными проблемами (его любимый младший брат погиб с пассажирами “Титаника”). После недолгой борьбы учитель-либерал, ратующий за свободу мальчиков и покрывающий их проделки, отдает их на откуп своему коллеге с выраженными садистскими наклонностями.

— Меня больше всего волнует один из главных вопросов современного мира, — признался “МК” режиссер Петер Гардош. — При каком общественном устройстве лучше жить — при либерализме, дающем свободу, или при строгом порядке. Затрудняюсь ответить, какое из этих устройств в большей мере способствует преступлению. Так же, как не знаю, который из священников в моем фильме виноват больше — тот, кто давал мальчикам свободу, предоставляя самим регулировать отношения, или тот, который контролировал их, приучая к дисциплине и послушанию. Мне больше по душе фильмы, не дающие однозначных ответов. Я сделал картину про школу, потому что в этом детском сообществе заложена модель большого общества, но истоки жестокости видны лучше. В России меня радует доброе отношение к венгерскому кино. На пресс-конференции меня приятно удивило, что у вас хорошо знают и наши фильмы, и нашу литературу. Показывать свой фильм таким зрителям особенно приятно.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру