Не секрет, что у актеров случаются роли, которые потом отзываются в их собственной жизни. А чем отзовутся — счастьем или несчастьем, — это как повезет. Наверное, Татьяна Самойлова слишком хорошо сыграла одиночество. Но карьера ее начиналась более чем счастливо. Своим появлением картина “Летят журавли” словно бы стрелку перевела на путях движения кинематографа. А актриса, восхитившая весь мир, получившая приглашение в Голливуд, потом снялась всего в десятке фильмов на родине и в двух — за рубежом. Дальше поезд пошел без нее. Долго — почти двадцать лет до того, как режиссеры вспомнили о ней. Пошли небольшие роли: в фильмах “24 часа”, “Нирвана”, в сериале “Московская сага”.
Журналистов Самойлова не жалует. И на просьбу “МК” об интервью удивленно пожала плечами: “Зачем я вам?” Но все же согласилась встретиться в кафе Дома кино с условием: “Только недолго, я очень устала”.
— Татьяна Евгеньевна, вы свой юбилей как будете отмечать?
— Какой там юбилей! Друзья поздравят, покажем в Доме кино картину “Леон Гаррос ищет друга”. Такое простенькое советско-французское кино. Француз приехал в Россию искать друга, с которым был в концлагере. Моим партнером по фильму был Валя Зубков. А юбилей у меня был несколько лет назад. Его прекрасно отпраздновали, состоялась встреча с моими зрителями.
— Маша Шалаева, с которой вы снимались в “Нирване”, рассказала мне, что во время съемок не могла оторвать от вас глаз…
— Правда? “Нирвана” — гениальный фильм про наркоманов, про то, как люди от наркотиков погибают. Я согласилась там сниматься, потому что был безумно интересный сценарий. Вы понимаете, что такое мастерство актера?
— Когда смотрю “Летят журавли”, убеждаюсь, что актерское мастерство за пределами понимания.
— “Летят журавли” — старая история. Смотреть этот фильм я не могу, он меня ранит ужасно.
— У вас там удивительная пластика.
— Еще бы — десять лет занятий балетом. Я училась хореографии при Театре имени Станиславского и Немировича-Данченко.
— Почему балет бросили?
— Это балет меня бросил, не подошла я для него. И потом, я слишком увлекалась философией, марксизмом серьезно занималась. Кроме того, мое — это была физика, математика. Я поняла, что могла бы стать ученым, когда снималась в роли женщины-математика (фильм “Солдаты без мундиров”. — В.Г.).
— В одном интервью вы рассказывали, как в детстве решили стать актрисой, глядя на своего отца, знаменитого артиста Евгения Самойлова.
— Да, папа для меня всегда был образцом. Тяжело было, когда он ушел из жизни два года назад, — ему было больше девяноста лет. Я выросла за кулисами, театральный ребенок. А в девятнадцать поступила вольнослушательницей в Щукинское училище. На втором курсе снялась в фильме “Мексиканец” по Джеку Лондону. Вообще люблю западную литературу — Лондон, Диккенс, Бальзак…
— Фильм “Летят журавли”, как я понимаю, вы давно не смотрели. А вспоминать о том, как в нем снимались, тоже не любите?
— Он снят по ужасной пьесе Розова прекрасным режиссером Михаилом Калатозовым. У меня был изумительный партнер Алеша Баталов. А оператором был гениальный Сергей Урусевский, большой художник. С ним легко работалось, что бы там о нем ни рассказывали. Но я не люблю фильм Калатозова и Урусевского “Неотправленное письмо”, где я тоже снималась.
— По-моему, это непризнанный шедевр с яркими актерскими работами — вашей, Иннокентия Смоктуновского, Василия Ливанова, Евгения Урбанского.
— Какие актерские работы?.. Фильм этот — жуть какая-то. Геологи — три мужчины и девушка, он любит ее, она любит другого. Но натура была красивая — Тува, непроходимая тайга. Экспедиция тяжелая, не люблю про нее вспоминать. И роль свою в этом фильме не люблю. “Неотправленное письмо” не войдет в сокровищницу киноискусства, хоть вы называете его шедевром. А “Анна Каренина” останется. Мой любимый фильм. Я прекрасно работала с режиссером Александром Зархи, он чудный. Другие экранизации “Анны Карениной” ничего общего с Толстым не имеют.
— Этот роман экранизировали раз пятнадцать. А вам какая-нибудь из исполнительниц Анны Карениной нравится?
— Грета Гарбо самая лучшая. И еще Алла Константиновна Тарасова. Я ею всегда восхищалась. Меня во Франции знают не только как Веронику, но и как Анну Каренину. Я бы с удовольствием в Канны еще раз поехала, хотя была там не один раз. Однажды даже в качестве “живой легенды”, почти двадцать лет назад.
— А первый, триумфальный, был в 1958 году, когда “Летят журавли” получили “Золотую пальмовую ветвь”, а вы — специальную актерскую премию “Апельсиновое дерево”.
— Да, это была удивительная поездка. Я там отпраздновала свой день рождения, а когда вернулась из Канн, заболела желтухой. Это испортило мое возвращение. Мы были в Каннах с Урусевским. Большой успех: овации после фильма, журналисты, фотографы, интервью… Странно — что в этом фильме могли понять иностранцы?..
— Вам во французской прессе тогда сделали странный комплимент: “русская Брижит Бардо”.
— Ничего общего! Какая там Бардо?
— На родине вам подражали все девушки: носили черные свитера с высоким воротом, глаза подрисовывали, чтобы стали, как у вас, загадочными и раскосыми.
— Да, это было время мое и Изольды (Изольда Извицкая сыграла в фильме “Сорок первый”, который с большим успехом прошел на Каннском фестивале в 1956 году. — В.Г.).
— Вы в Каннах познакомились с Пабло Пикассо?
— Все это только легенда. Он просто сказал мне: “Таня, сейчас вы актриса, а завтра станете звездой”. И про то, что Жерар Филипп мне что-то говорил, тоже выдумки, не верьте им. После успеха “Журавлей” американский режиссер из Голливуда предлагал мне сняться в “Анне Карениной” с Жераром Филиппом. Но меня не отпустили, потому что я еще диплом актерский не получила. Но это были отговорки — на самом деле они боялись выпускать актеров в Америку. Я считаю, что дороже перестройки ничего нет. Это самое главное, что было за последние годы, — Горбачев и перестройка. А тогда я все же снялась за границей, в Венгрии.
— В “Альба Регия”, где вы сыграли главную женскую роль, причем на венгерском языке.
— Я не просто роль вызубрила, а специально выучила язык. Даже сейчас кое-что помню. Это был фильм про войну, про разведчиков. Я в Венгрии два года жила. Вернулась со съемок безумно богатой. И все мужчины жили за мой счет. Но я не хочу об этом говорить. Почему-то журналисты любят спрашивать про мужей, копаться в этой пошлости. Сразу говорю: я была замужем за Василием Лановым шесть лет, а потом много лет жила с другим мужем. И хватит об этом. Я все-таки актриса.
— Вы ведь еще и в Италии снимались у режиссера Джузеппе де Сантиса?
— Вы смотрели фильм “Они шли на Восток”? Его ведь мало кто видел. У меня там небольшая роль, ничего особенного играть не пришлось. Снялась за несколько дней и уехала. Итальянский неореализм — моя любовь. В двадцать первом столетии нет ничего равного этому.
— Не нравится вам у современных режиссеров сниматься?
— Был какой-то фильм про бандитов. Ну да, “24 часа”. Мне не то что не понравилось. Это сложный вопрос. Для меня тема фильма была немного странной.
— А у Рустама Хамдамова в “Анне Карамазоff” интересно было играть?
— Я не понимаю такое кино. Мне нравятся американские детские фильмы. Слава богу, моя внучка родилась в Америке. Там живет мой сын Митя, он медик. И внучка, она еще маленькая. Они ко мне в гости приезжали. А Москву я вообще не люблю. Но всю жизнь здесь живу, рядом с Домом кино — пешком пять минут. Поэтому и бываю в нем каждый день. У меня здесь много знакомых, ко мне по-доброму относятся. Но многих дорогих людей уже нет. Был прекрасный режиссер и человек Юлий Карасик. Он когда-то, давно еще, хотел снять меня в роли Аси, в фильме по Тургеневу. Жаль, что он умер. И Михаил Швейцер предлагал мне Катюшу Маслову в фильме по роману Толстого “Воскресение”. К сожалению, не получилось. У меня одна только Анна Каренина из девятнадцатого века. Все остальные героини — из двадцатого.
— Почему так получилось, как выдумаете?
— Не знаю. Судьба.
— Вам из современных актеров кто нравится?
— Я люблю Татьяну Доронину, Нину Дорошину, Лилию Толмачеву. Зинаида Шарко — тоже моя актриса. Она потрясающая. Из молодых никого не знаю. Женя Миронов гениальный, чудный актер. Но “Идиота” я смотреть не стала. Я в этой роли видела Иннокентия Смоктуновского в театре. Кто может с ним сравниться?..
— А “Анну Каренину” Сергея Соловьева станете смотреть?
— Любопытно будет посмотреть. Но кино мне давно неинтересно. Даже по телевизору редко смотрю. Слишком много насилия. Я больше всего люблю географические программы. Политика тоже вне моих интересов. Время сейчас такое: у кого нет долларов и образования — пошли вон. Может, это правильно. Не знаю. Жизнь трудная, но надо держаться.