Судьба Татьяны Самойловой

“Какая я Брижит Бардо? Ничего общего!”

Сегодня актрисе Татьяне Самойловой исполняется 75. А еще через несколько дней наступит праздник, который имеет к ней прямое отношение, — День Победы. Это она сыграла главную роль в одном из лучших фильмов о Великой Отечественной войне — “Летят журавли” Михаила Калатозова. Ее героиня Вероника, проводив любимого на фронт, изменила ему, а потом не смогла себе этого простить. Но зритель, как ни странно, ее прощает. И фильм об измене становится гимном любви и верности.

Не секрет, что у актеров случаются роли, которые потом отзываются в их собственной жизни. А чем отзовутся — счастьем или несчастьем, — это как повезет. Наверное, Татьяна Самойлова слишком хорошо сыграла одиночество. Но карьера ее начиналась более чем счастливо. Своим появлением картина “Летят журавли” словно бы стрелку перевела на путях движения кинематографа. А актриса, восхитившая весь мир, получившая приглашение в Голливуд, потом снялась всего в десятке фильмов на родине и в двух — за рубежом. Дальше поезд пошел без нее. Долго — почти двадцать лет до того, как режиссеры вспомнили о ней. Пошли небольшие роли: в фильмах “24 часа”, “Нирвана”, в сериале “Московская сага”.  

Журналистов Самойлова не жалует. И на просьбу “МК” об интервью удивленно пожала плечами: “Зачем я вам?” Но все же согласилась встретиться в кафе Дома кино с условием: “Только недолго, я очень устала”.  

— Татьяна Евгеньевна, вы свой юбилей как будете отмечать?  

— Какой там юбилей! Друзья поздравят, покажем в Доме кино картину “Леон Гаррос ищет друга”. Такое простенькое советско-французское кино. Француз приехал в Россию искать друга, с которым был в концлагере. Моим партнером по фильму был Валя Зубков. А юбилей у меня был несколько лет назад. Его прекрасно отпраздновали, состоялась встреча с моими зрителями.  

— Маша Шалаева, с которой вы снимались в “Нирване”, рассказала мне, что во время съемок не могла оторвать от вас глаз…  

— Правда? “Нирвана” — гениальный фильм про наркоманов, про то, как люди от наркотиков погибают. Я согласилась там сниматься, потому что был безумно интересный сценарий. Вы понимаете, что такое мастерство актера?  

— Когда смотрю “Летят журавли”, убеждаюсь, что актерское мастерство за пределами понимания.  

— “Летят журавли” — старая история. Смотреть этот фильм я не могу, он меня ранит ужасно.  

— У вас там удивительная пластика.  

— Еще бы — десять лет занятий балетом. Я училась хореографии при Театре имени Станиславского и Немировича-Данченко.  

— Почему балет бросили?  

— Это балет меня бросил, не подошла я для него. И потом, я слишком увлекалась философией, марксизмом серьезно занималась. Кроме того, мое — это была физика, математика. Я поняла, что могла бы стать ученым, когда снималась в роли женщины-математика (фильм “Солдаты без мундиров”. — В.Г.).  

— В одном интервью вы рассказывали, как в детстве решили стать актрисой, глядя на своего отца, знаменитого артиста Евгения Самойлова.  

— Да, папа для меня всегда был образцом. Тяжело было, когда он ушел из жизни два года назад, — ему было больше девяноста лет. Я выросла за кулисами, театральный ребенок. А в девятнадцать поступила вольнослушательницей в Щукинское училище. На втором курсе снялась в фильме “Мексиканец” по Джеку Лондону. Вообще люблю западную литературу — Лондон, Диккенс, Бальзак…  

— Фильм “Летят журавли”, как я понимаю, вы давно не смотрели. А вспоминать о том, как в нем снимались, тоже не любите?  

— Он снят по ужасной пьесе Розова прекрасным режиссером Михаилом Калатозовым. У меня был изумительный партнер Алеша Баталов. А оператором был гениальный Сергей Урусевский, большой художник. С ним легко работалось, что бы там о нем ни рассказывали. Но я не люблю фильм Калатозова и Урусевского “Неотправленное письмо”, где я тоже снималась.  

— По-моему, это непризнанный шедевр с яркими актерскими работами — вашей, Иннокентия Смоктуновского, Василия Ливанова, Евгения Урбанского.  

— Какие актерские работы?.. Фильм этот — жуть какая-то. Геологи — три мужчины и девушка, он любит ее, она любит другого. Но натура была красивая — Тува, непроходимая тайга. Экспедиция тяжелая, не люблю про нее вспоминать. И роль свою в этом фильме не люблю. “Неотправленное письмо” не войдет в сокровищницу киноискусства, хоть вы называете его шедевром. А “Анна Каренина” останется. Мой любимый фильм. Я прекрасно работала с режиссером Александром Зархи, он чудный. Другие экранизации “Анны Карениной” ничего общего с Толстым не имеют.  

— Этот роман экранизировали раз пятнадцать. А вам какая-нибудь из исполнительниц Анны Карениной нравится?  

— Грета Гарбо самая лучшая. И еще Алла Константиновна Тарасова. Я ею всегда восхищалась. Меня во Франции знают не только как Веронику, но и как Анну Каренину. Я бы с удовольствием в Канны еще раз поехала, хотя была там не один раз. Однажды даже в качестве “живой легенды”, почти двадцать лет назад.  

— А первый, триумфальный, был в 1958 году, когда “Летят журавли” получили “Золотую пальмовую ветвь”, а вы — специальную актерскую премию “Апельсиновое дерево”.  

— Да, это была удивительная поездка. Я там отпраздновала свой день рождения, а когда вернулась из Канн, заболела желтухой. Это испортило мое возвращение. Мы были в Каннах с Урусевским. Большой успех: овации после фильма, журналисты, фотографы, интервью… Странно — что в этом фильме могли понять иностранцы?..  

— Вам во французской прессе тогда сделали странный комплимент: “русская Брижит Бардо”.  

— Ничего общего! Какая там Бардо?  

— На родине вам подражали все девушки: носили черные свитера с высоким воротом, глаза подрисовывали, чтобы стали, как у вас, загадочными и раскосыми.  

— Да, это было время мое и Изольды (Изольда Извицкая сыграла в фильме “Сорок первый”, который с большим успехом прошел на Каннском фестивале в 1956 году. — В.Г.).  

— Вы в Каннах познакомились с Пабло Пикассо?  

— Все это только легенда. Он просто сказал мне: “Таня, сейчас вы актриса, а завтра станете звездой”. И про то, что Жерар Филипп мне что-то говорил, тоже выдумки, не верьте им. После успеха “Журавлей” американский режиссер из Голливуда предлагал мне сняться в “Анне Карениной” с Жераром Филиппом. Но меня не отпустили, потому что я еще диплом актерский не получила. Но это были отговорки — на самом деле они боялись выпускать актеров в Америку. Я считаю, что дороже перестройки ничего нет. Это самое главное, что было за последние годы, — Горбачев и перестройка. А тогда я все же снялась за границей, в Венгрии.  

— В “Альба Регия”, где вы сыграли главную женскую роль, причем на венгерском языке.  

— Я не просто роль вызубрила, а специально выучила язык. Даже сейчас кое-что помню. Это был фильм про войну, про разведчиков. Я в Венгрии два года жила. Вернулась со съемок безумно богатой. И все мужчины жили за мой счет. Но я не хочу об этом говорить. Почему-то журналисты любят спрашивать про мужей, копаться в этой пошлости. Сразу говорю: я была замужем за Василием Лановым шесть лет, а потом много лет жила с другим мужем. И хватит об этом. Я все-таки актриса.  

— Вы ведь еще и в Италии снимались у режиссера Джузеппе де Сантиса?  

— Вы смотрели фильм “Они шли на Восток”? Его ведь мало кто видел. У меня там небольшая роль, ничего особенного играть не пришлось. Снялась за несколько дней и уехала. Итальянский неореализм — моя любовь. В двадцать первом столетии нет ничего равного этому.  

— Не нравится вам у современных режиссеров сниматься?  

— Был какой-то фильм про бандитов. Ну да, “24 часа”. Мне не то что не понравилось. Это сложный вопрос. Для меня тема фильма была немного странной.  

— А у Рустама Хамдамова в “Анне Карамазоff” интересно было играть?  

— Я не понимаю такое кино. Мне нравятся американские детские фильмы. Слава богу, моя внучка родилась в Америке. Там живет мой сын Митя, он медик. И внучка, она еще маленькая. Они ко мне в гости приезжали. А Москву я вообще не люблю. Но всю жизнь здесь живу, рядом с Домом кино — пешком пять минут. Поэтому и бываю в нем каждый день. У меня здесь много знакомых, ко мне по-доброму относятся. Но многих дорогих людей уже нет. Был прекрасный режиссер и человек Юлий Карасик. Он когда-то, давно еще, хотел снять меня в роли Аси, в фильме по Тургеневу. Жаль, что он умер. И Михаил Швейцер предлагал мне Катюшу Маслову в фильме по роману Толстого “Воскресение”. К сожалению, не получилось. У меня одна только Анна Каренина из девятнадцатого века. Все остальные героини — из двадцатого.  

— Почему так получилось, как выдумаете?  

— Не знаю. Судьба.  

— Вам из современных актеров кто нравится?  

— Я люблю Татьяну Доронину, Нину Дорошину, Лилию Толмачеву. Зинаида Шарко — тоже моя актриса. Она потрясающая. Из молодых никого не знаю. Женя Миронов гениальный, чудный актер. Но “Идиота” я смотреть не стала. Я в этой роли видела Иннокентия Смоктуновского в театре. Кто может с ним сравниться?..  

— А “Анну Каренину” Сергея Соловьева станете смотреть?  

— Любопытно будет посмотреть. Но кино мне давно неинтересно. Даже по телевизору редко смотрю. Слишком много насилия. Я больше всего люблю географические программы. Политика тоже вне моих интересов. Время сейчас такое: у кого нет долларов и образования — пошли вон. Может, это правильно. Не знаю. Жизнь трудная, но надо держаться.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру