Маска на «Маске» сидит

Петрозаводский театр кукол показал Москве притчу

«Золотая маска» в этом году выдалась на контрастах. Никогда не знаешь, попадешь на гениальный спектакль или на бездарный. Будем же готовы к приятным и неприятным сюрпризам. Петрозаводский театр кукол, который привез в Москву «Собачью сказку», как раз и преподнес удивленной столичной публике сюрприз. Увы – неприятный.

Если вы вдруг не успели глянуть в программку, то вы в жизни не угадаете, что спектакль «Собачья сказка» сделан по произведению замечательного писателя Карела Чапека. Если вы вдруг забыли, что находитесь на фестивале «Золотая маска», в котором должны быть по идее собраны все сочные плоды российского театра, - вам покажется, что вы где-то на гастролях Петрозаводского театра кукол в городе… Урюпинске, например. Там это было бы уместно. Но как спектакль уровня самодеятельности попал на крупнейший театральный фестиваль… Загадка.

На сцену с боков высовываются огромные удочки. Актер выносит большую картонную рыбу, которая заглатывает крючок. Потом появляются другие актеры с большими картонными собаками в руках. Потом актеры вроде бы сами превращаются в собак и изображают старательно лай, повизгивание, помахивание хвостами и пр. Из щели в занавесе появляется загадочная фигура. «Расскажи нам что-нибудь, старая Вирра!» И Вирра рассказывает притчу – особым замогильным голосом, которым всегда говорят со сцены что-то крайне значимое. (Причем же тут удочки? Не спрашивайте).

Притча. Жили-были в раю собаки. Бог спросил их, почему вы такие грустные? Потому что у нас есть кусок разума, ответили собаки, дай нам какого-нибудь бога, к которому принюхаться можно! Бог велел им принести костей разных животных. И костей тех получилась огромная груда. Всякие там были кости, кроме собачьих. И сделал Бог человека. И стала в нем сила льва, великодушие коня, коварство кошки. Только собачьей верности нету в человеке.

После сей дешевой многозначительности начинается сама история щеночка, которого его хозяева – старый Карел и жена его Елена – пытались научить лаять. А щеночек потом пропал, потом нашелся, потом он превратился в человека и искал собачье королевство… Пересказать сей невнятный сюжет невозможно.

«Собачья сказка» достойна участвовать в «Маске» только благодаря замечательной работе художника Марии Ивановой. На людях надеты огромные полуметровые маски с застывшими, но такими живыми выражениями лиц. Старик Карел – грустная полуулыбка, слегка скошенный вниз глубокий вгляд, морщины. Елена – круглая, совершенно русская (правда, дело в Польше происходит, ну да ладно) физиономия, добрые, смешливые глаза. Декорации оформлены в виде кирпичей, которые в нужный момент переворачиваются, показывая изнанку – то кошачий хвост, то глаз… И маска этой старой Вирры достойна восхищения – жуткие черные глазницы, белые волосы… Особенно удались лошадки с огромными глазами. Или занавес, скрывающий лица людей по грудь. Остаются только туловище и ноги, которые живут своей жизнью. Оформление спектакля – единственное, что дает силы высидеть этот час.

Вопрос – детский ли спектакль? Увы. Дети на спектакле были, но никакого восторга не было. Такой вот парадокс – для трехлетних спектакль слишком прост, для взрослых слишком сложен. «Он мудрый», сказал кто-то из зрителей в финале. Мудрый – ну и что?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру