Романтическая балерина отдалась Цискаридзе

Жанна Аюпова займет пост худрука Академии русского балета

12.12.2013 в 19:46, просмотров: 18116

До выборов в Вагановке еще очень далеко, но лихорадит известную на весь мир Академию русского балета нещадно. Только вчера прогремело известие об отставке Алтынай Асылмуратовой, которая на протяжении последних 13 лет была бессменным худруком этого учреждения, как стало известно о новой рокировке. На место убывшей из академии и ставшей со вчерашнего дня советником гендиректора Михайловского театра Асылмуратовой от Кехмана к Цискаридзе в свою очередь перешла Жанна Аюпова. Как передают источники «МК» в академии, на предложение и.о. ректора занять освободившееся место худрука Аюпова ответила согласием.

Романтическая балерина отдалась Цискаридзе
фото: Лилия Шарловская

Одна из самых романтических балерин Мариинского (в те времена Кировского) театра, народная артистка России Жанна Аюпова закончила Вагановку в 1984 году по классу Нинель Кургапкиной, так что необходимое условие устава академии, гласящего, что худруком этого образовательного учреждения может быть лишь его выпускник, здесь соблюдено идеально. Став лауреатом престижнейшего Московского международного балетного конкурса в 85-м, всего через два года она уже занимает положение солистки и танцует все ведущие партии — Жизель и Сильфиду в одноименных балетах, Аврору в «Спящей красавице», Никию в «Баядерке», Одетту–Одиллию в «Лебедином озере»… Помимо классики века девятнадцатого в ее репертуар входят и балеты западных хореографов, только-только в те времена входящие в афишу «Киров-балета» («Манон» Кеннета Макмиллана, балеты Джорджа Баланчина). Успела артистка на своем веку даже вписаться в балеты Алексея Ратманского, тогда лишь начинающего хореографа («Поцелуй феи», «Средний дуэт»).

Уйдя на пенсию, с 2008 года балерина становится педагогом-репетитором Михайловского театра. Причем в своей педагогической деятельности умеет успешно сочетать методику классического танца и современную стилистику: с одной стороны, работает с исполнителями ведущих и корифейских партий в балетах испанского хореографа Начо Дуато, с другой — репетирует классику. Ее ученицей в театре, например, является Оксана Бондарева — золотая лауреатка последнего московского международного конкурса.

Солист Михайловского театра, кандидат искусствоведения Михаил Венщиков так охарактеризовал свою коллегу: «Как балерина Жанна Аюпова отличалась исключительной чистотой, прозрачностью и поэтичностью исполнения. То есть, по сути, теми чертами, которые ныне уходят из исполнительской манеры балерин и танцовщиков. Я, правда, не совсем понимаю, какие должностные обязанности в новой ситуации подразумеваются у худрука Вагановской академии. Но, принимая в расчет, что исторически в эти обязанности входило отслеживание методики преподавания, неразрывно связанной в академии с системой Вагановой, можно назвать этот выбор правильным. Ведь Аюпова являлась одной из любимейших воспитанниц Нинель Александровны Кургапкиной, которая, в свою очередь, была не только одной из лучших учениц Вагановой, Кургапкина доказывала своим танцем, сколь выразительна может быть манера исполнения, взращенная на вагановской системе, и передавала это своим ученицам (и Аюповой в их числе) как в училище, так и в театре».

Другие источники «МК», хорошо знакомые с возникшей в питерском балете кризисной ситуацией, говорят о том, что Аюпову отличает также покладистость характера, аполитичность, несклонность к интригам, а кроме того, лояльность в отношениях с руководством. Так что худруком для нового и.о. ректора, сразу заявившего о том, что он не собирается ограничиваться лишь хозяйственной деятельностью, но будет активно вмешиваться в художественную политику и образовательный процесс, она может стать и правда идеальным. Понятно, что в отличие от строптивицы Асылмуратовой планам Цискаридзе Аюпова препятствовать не станет и худруком Вагановки, по всей вероятности, будет чисто номинальным, добровольно ограничившись лишь представительскими функциями.