Враги пришли

Поле в деревне Дракино вновь превратилось в ристалище

Русские богатыри бились против татар. Со всем соответствующим антуражем. Фестиваль исторической реконструкции «Воиново поле» прошел в Серпуховском районе 16—18 августа.
 

Поле в деревне Дракино вновь превратилось в ристалище

«Воиново поле» — в своем роде традиция региона. Все знают: середина августа, заезд через поле, начало в обед... Немаленькое, в общем, поле быстро заполняется шатрами участников, лавками торговцев и отдыхающими.

В лагерь вход заказан. Пройти туда могут только члены клубов. Даже журналистов пускают только с особого разрешения. Это территория, свободная от посторонних взглядов. Все остальное — пожалуйста. Гуляй, интересуйся.

В лагерях - своя особенная жизнь. Посторонних туда не пускают.

В этом году не было привычного участника «Воинова поля» — ворона. Обычно вокруг умной птицы собиралась целая толпа. Наблюдали, как черный кормится, просили расправить крылья. Но в этот раз ее хозяин не смог приехать. Не было и волкодава, на которого тоже любовалось немало народу.

Зато было вдоволь других вещей. В особенности — казацкой культуры. Серпуховское станичное казачье общество на фоне славянского и татарского воинства сильно выделялось. И до обеда в субботу отовсюду звучали лихие песни, слегка смешанные с арфой и где-то возле лагеря плачущей волынкой. Не все понимали, как, да и зачем все это совмещать. Но казаки, как принимающая сторона, уже который год открывают фестиваль.

— Именно эти колокола из церкви Рождества Иоанна Предтечи на Красной Пресне в Москве. Я работаю там певчим и звонарем, — говорит мастер колокольного звона из Москвы Алексей. — В храм купили новые колокола, а эти сняли, и несколько лет они лежали без дела. С благословения нашего благочинного, епископа Игнатия, я снял их оттуда и теперь приезжаю с колокольней на фестивали. Провожу мастер-классы.

«Воиново поле» не привязано к конкретным историческим событиям. Это скорее вариации на тему «как было и как могло бы быть много веков назад».

В этот раз отыгрывали нападение на селение близ реки Оки, которая была важной судоходной торговой артерией вплоть до середины XX века. А где торговля, там и деньги, и запасы, и провизия. Однако ж именно эта деревня договорилась с одним из князей, платила ему дань. Не оскорбительную для народа, своего рода расчет за охрану в случае нападения. Враги пришли. Разграбили, похитили (условно). И тут на подмогу — русская дружина. Поединок конный, поединок пеший, бой строй на строй. Дружина князя побеждает. Так бывает каждый год — иначе в средней полосе было б как-то непатриотично.

Основное сражение длится недолго, но это самый красочный момент. Мало кто из публики дожидается вечера и турниров.

Битва русского и татарского конных поединщиков.

Хочешь — просто смотри по сторонам и фотографируйся. Хочешь — иди на мастер-класс, плети, вяжи, куй монеты. Хочешь — пробуй попасть в цель из лука. Развлечений уйма.

Обычно фестиваль проходит многолюднее. Но в этом году уже не в первый раз мероприятия подобного рода в разных регионах приходятся на одни числа. А клубы — они все-таки не резиновые. Прислать своих бойцов везде и сразу не могут. Приходится выбирать. Но даже при таком количестве участников все выглядят довольными. Нам ведь, русским, главное что — чтоб широко да с размахом. А с размахом реконструкторы и небольшим составом хорошо умеют.

— Это копии тканей, которые люди использовали в средневековье. Максимально приближенные во всем, по составу ниток, переплетению, цвету. Мы сами организовали производство из различных видов шерсти, — делится Екатерина из Московской области. — К примеру, полугрубый меринос. Окрашиваем в зависимости от заказа или натуральными красителями, или специальным химическим составом. В старину красили очень многими растениями. Преимущественно теми, которые росли в регионах и которые не нужно было привозить. В основном на Руси красили в разные оттенки красного. Это был самый распространенный цвет для шерстяного русского костюма. Этого добивались при помощи марены красильной. Корень этого растения измельчается, вываривается с различными квасцами, которые раскрывают чешуйки шерсти. Это примерно тот же принцип, как с окрашиванием волос. Нужно, чтобы пигмент проник внутрь. Этот краситель дает различные оттенки красного — от рыжего до темно-бордового.
— Могу показать вам тканые пояса из шерстяных нитей, — рассказывает Дмитрий из Санкт-Петербурга. — Они сделаны на бёрдо — это ручной ткацкий станок. Это женские пояса, в XVIII веке они стали уже частью мужского костюма, до этого носили кожаные. Они выполняют не только эстетическую и утилитарную функцию, на многих различные обережные узоры. Вот, например, очелье — повязка на лоб. Здесь есть символ, который называют «засеянное поле». Это было принадлежностью гардероба женщины, которая способна рожать детей. Это оберег не только на момент родов, но в принципе матери. Такие, как правило, носили по праздникам. В будни были попроще.

 

В диком поле воины показали "живую историю"

В диком поле воины показали "живую историю"

Смотрите видео по теме

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру