Наука не только мужское дело

Сегодня женщину-специалиста можно встретить в любой профессиональной сфере

Наука не исключение. И все же барышни, мечтающие стать не балериной или актрисой, а, например, физиком-ядерщиком, вызывают неподдельный интерес. О себе и о месте женщины в науке с «НП» поделилась аспирантка МФТИ в Долгопрудном и молодой ученый Александра Криволапова.

Сегодня женщину-специалиста можно встретить в любой профессиональной сфере
Молодая исследовательница уверена, что МФТИ — один из лучших вузов страны для тех, кто желает связать свою жизнь с наукой.

ХОЧУ СДЕЛАТЬ ОТКРЫТИЕ

В том, что наука — это то, что нужно, Александра никогда не сомневалась. Еще в школе она заразилась интересом к биологии, и этот интерес явно не укладывался в рамки школьной программы. Поэтому сразу после окончания школы девушка решила поступать в МФТИ на факультет молекулярной и биологической физики.

— Родители меня полностью поддерживали, — делится Александра. Непосредственно к науке они на данный момент отношения не имеют, но когда-то, после окончания института, когда в космической сфере проводились научные разработки, родители тоже занимались наукой. Мама окончила мехмат МГУ, а папа МФТИ. Именно папа посоветовал мне свой родной вуз, и я решила попробовать. Все-таки МФТИ, по моему мнению, лучший вуз, после которого можно заниматься наукой.

Но перед тем как полностью погрузиться в мир исследований, Александру ожидали 6 лет учебы — со всеми сессиями, экзаменами и бессонными ночами. Пять лет девушка отучилась на факультете молекулярной и биологической физики, а затем перешла на факультет общей и прикладной физики. Шести лет учебы Саше показалось мало, и она решила пойти в аспирантуру, при этом ни на день не оставляя научную деятельность.

— В принципе, именно биологическое направление меня всегда интересовало больше всего, — говорит она. — Поэтому я даже никогда не думала, что займусь чем-то другим. Я выбрала этот путь по многим причинам: это необычная работа, вокруг интересные люди, есть постоянная возможность развиваться, и если очень постараться и очень повезет, то можно сделать что-нибудь полезное в своей жизни.

Энтузиазм, по мнению Александры, одно из ключевых качеств для молодого ученого как на работе, так и в жизни. В свободное от науки время девушка покоряет горные вершины в различных странах мира.

«Что-нибудь полезное» — это, например, лекарство от астмы. Не исключено, что исследования, в которых сейчас участвует Александра, приведут к его изобретению. Конкретно по Сашиной специальности возможны только фармакологические открытия, но они для людей, не вовлеченных в науку, являются, пожалуй, одними из самых важных.

— Мне кажется, что ученого, которому бы не хотелось сделать открытия, просто не существует. Конечно, я бы тоже очень хотела что-либо изобрести, — рассказывает Саша. — Научной деятельностью я занимаюсь чуть больше четырех лет. Если обобщить всю мою деятельность, то в целом ее можно охарактеризовать как молекулярная биология. Раньше я занималась мутагенезом человеческого нейромодулятора, а сейчас — структурным анализом G-белка сопряженного рецептора человека. Это очень интересный проект!

Пока Александра щебечет о таких загадочных и неизвестных простому смертному вещах, как нейромодулятор, диву даешься, как миниатюрная 24-летняя девушка смело берется за исследования в этой не совсем женской профессии? Или это все предрассудки из далекого прошлого?

— Я не считаю работу в науке более мужской, — говорит Саша. — Хотя девушек в науке меньше, но это, очевидно, связано с тем, что у женщины всегда уходит больше времени на создание семьи, и с этим ничего не поделаешь — это жизнь. Конечно, плюсов именно от принадлежности к женскому полу в данной ситуации я не вижу, но и минусов тоже. Просто есть какие-то вещи, которые лучше получаются у девушек, есть те, которые у юношей. Но на то мы и работаем все вместе, чтобы друг друга дополнять, а не соревноваться!

Александра уже четыре года занимается научными исследованиями. Возможно, когда-нибудь именно она сделает великое научное открытие в сфере фармакологии.

Саша вообще считает, что с коллегами ей повезло, у каждого из них горят глаза, чувствуется неподдельный энтузиазм и любовь к работе.

— У каждого из них можно почерпнуть что-то свое и обязательно новое, положительное! — делится Александра. — Ну и вообще, мне везло, меня всегда окружали прекрасные и интересные люди. Это и коллеги, и близкие, и мои родители, и, конечно, мой муж. Кстати, он тоже занимается наукой, правда, он физик-спектроскопист.

ЭНТУЗИАЗМ ПРЕЖДЕ ВСЕГО

— В Подмосковье помимо нашего института много сильных академгородков, таких как Пущино, Черноголовка, Дубна, известных своими научными достижениями, — говорит Александра. — Их преимущества перед большими городами в сравнительной изолированности и создании возможности для ученых сконцентрироваться на науке.

Именно эта компактность и возможность увлеченно и неотрывно заниматься исследованиями, по мнению Саши, выгодно отличает маленькие города от мегаполисов. Правда, проблемы и там и там примерно одного порядка.

— Есть много проблем, таких как нестабильное финансирование, отставание от Запада и реорганизации российской науки, которые зачастую мешают работать, — отмечает девушка. — Тем не менее все они решаемы. Наука в Подмосковье развивается. Например, в нашей лаборатории созданы хорошие условия работы. У нас есть лучшие в России приборы для кристаллизации и анализа кристаллов. Мы сотрудничаем с лабораториями Франции, Германии и США, обмениваемся опытом с коллегами. Конечно, всегда есть факторы, тормозящие научный процесс, но я считаю, что мне очень повезло. Я занимаюсь важным научным проектом на хороших приборах и работаю с очень интересными и профессиональными людьми.

Еще одно любимое увлечение Александры — футбол — тоже едва ли можно назвать типично женским. Однако своим примером девушка доказывает, что наука — это не только многочасовое бдение в лаборатории в окружении пробирок.

По мнению Александры, обмениваться опытом с зарубежными коллегами можно и нужно, однако при этом нужно делать акцент на развитии науки именно здесь, у себя. Саша признается, что при равных условиях работы не согласилась бы уехать за рубеж, даже несмотря на то, что в научной сфере у западных исследователей есть чему поучиться.

— У них есть свои плюсы — это организация работы, отсутствие бюрократии, по крайней мере, к подобным проблемам не принято привлекать научных сотрудников, — говорит она. — Сегодня привлечь молодых ребят в науку непросто. Чтобы их интересовали научные исследования и изыскания, прежде всего наука должна давать ощутимые результаты, становясь таким образом престижной и высокооплачиваемой. К сожалению, очень многие талантливые ребята либо уезжают за границу, либо уходят в экономические сферы. Мне кажется, сохранить эти кадры не менее важно, чем привлечь новые.

Энтузиазм — это одна из самых важных черт для молодого ученого, уверена девушка. Если не будет рвения и желания достигать и постигать, то ничего не получится. Ведь для того, чтобы сделать как великое, так и небольшое открытие, нужно много терпения, разносторонней образованности, готовности к использованию непрофильных методов.

— Сегодня мой главный научный интерес — межклеточные сигналы и их механизмы, я как раз работаю над одним из передающих сигнал белков, — делится молодая исследовательница. — Однако сейчас у меня такой возраст, что занести может в абсолютно любую профессиональную и социальную сферу. Тем более, кроме профессиональных, у меня есть и личные интересы: в детстве я увлекалась музыкой, иностранными языками, спортом. Я до сих пор, кстати, играю в футбол. Наверное, тоже нетипично женское увлечение, да? Обожаю путешествовать, эту любовь мне еще в детстве привили родители. Сегодня я не знаю, что будет через десять или двадцать лет. Но я точно знаю, что каждый последующий день я буду стараться заниматься саморазвитием. И обязательно попытаюсь сделать в жизни что-то полезное!

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру