50 000 рукопожатий

В восьми российских регионах выбирали глав 8 сентября

18.09.2013 в 00:26, просмотров: 2202

По итогам образцовой была признана избирательная кампания губернатора Московской области Андрея Воробьева.

50 000 рукопожатий
фото: Андрей Маленков

Причем это мнение не только политологов. Хотя и они решили это даже не по отдельности, но и коллегиально на встрече с первым заместителем руководителя Администрации Президента России Вячеславом Володиным. Важнее, что точно так же считает и сам президент Путин.

– Мне импонировало, что Андрей Юрьевич (губернатор Московской области Андрей Воробьев. — «НП») мыслил не глобальными масштабами, а проблемами своего региона, потому что если мыслить космическими масштабами, то за ними можно спрятаться от реальных проблем, — сказал он на встрече с новыми главами российских регионов в Ново-Огареве 10 сентября.

Секрет успеха подмосковной избирательной кампании политологи видят в постоянном общении с избирателями. За десять месяцев, пока Андрей Воробьев работал врио губернатора, он совершил более 150 рабочих поездок по городам и районам региона и лично встретился с 50 тысячами его жителей. И, главное, выполнил все данные им обещания. «Есть такой тезис: сколько рук пожал — столько голосов набрал», — считает руководитель главного управления внутренней политики Московской области Андрей Ильницкий.

Еще одна подмосковная особенность: у Андрея Воробьева практически не было избирательной кампании, точнее, все десять месяцев, пока он был врио губернатора области, и были его избирательной кампанией. Например, его «предвыборная» программа «Наше Подмосковье. Приоритеты развития» была утверждена еще в ноябре 2012 года, когда его конкуренты ни о каких выборах даже не помышляли. И к 8 сентября жители региона могли оценить не только обещания кандидата, но и то, что значительная часть обещанного уже выполнена.

фото: Михаил Ковалев

В общем, как заметил по поводу избранного подмосковного губернатора Владимир Путин: «Руководитель российского региона — это, конечно, фигура всероссийского уровня, но решать нужно конкретные проблемы».

Артем ЦАРЬКОВ

Мировой опыт

Мировой рекорд по количеству «политических» рукопожатий долгие годы принадлежал Теодору Рузвельту — президенту США в начале ХХ века. Теодор Рузвельт был человеком, замечательным во всех отношениях. Чем бы он ни занимался, он всегда хотел быть самым лучшим. В период своего пребывания на посту президента Рузвельт отпраздновал свой пятидесятилетний юбилей. Но, когда Теодор Рузвельт вместе со своими полными сил молодыми помощниками отправлялся на конные прогулки, их финал всегда был одинаков. Сам президент был свеж как огурчик. А вот члены его свиты после скачек на бешеной скорости протяженностью во многие десятки километров едва держались на ногах. В 1912 году перед выступлением Рузвельта на митинге некий владелец бара выстрелил в тогда уже бывшего президента. Пуля попала Рузвельту в грудь. Но, будучи специалистом по анатомии, бывший глава США решил: легкое не задето. А раз так, то нет причин торопиться в госпиталь и отменять свое предвыборное выступление. Рузвельт выступал на митинге в течение 90 минут.

Теодор Рузвельт.

Ясно, что именно такому человеку и должен был принадлежать рекорд по количеству рукопожатий. 1 января 1907 года Теодор Рузвельт открыл двери Белого дома для всех желающих. За этот день руку президента пожали восемь тысяч пятьсот тринадцать людей.

Но в 1977 году Джозеф Лазаров, мэр города Атлантик-сити, что в штате Нью-Джерси, решил побить рекорд Рузвельта. Руку Лазарова за один день пожали свыше одиннадцати тысяч человек. И мэр должным образом занесен в Книгу рекордов Гиннесса.

Но, конечно, основной смысл политических рукопожатий вовсе не в том, чтобы установить рекорд. В России долгое время было принято: высокопоставленный политик — это небожитель, которому простые смертные обязаны отбить положенное число поклонов. Только сейчас эта традиция начинает уходить в прошлое. В Америке же это произошло еще в начале ХIX века.

Например, еще в 1810-е годы рукопожатие кандидата в президенты или президента с избирателем считалось проявлением недопустимой вульгарности. Но уже в 1820-е годы все радикально поменялось. По словам американского историка Ричарда Эллиса, во время своего визита в город Балтимор в 1827 году тогдашний президент США Джон Куинси Адамс за один вечер лично поприветствовал больше двух тысяч человек. Вот как сам президент описал это событие в своем дневнике: «Поток людей никогда не прерывался. Я пожал руку каждому из них. Из всего этого потока я до этого встречал менее чем два десятка человек».

Сейчас рукопожатие с избирателем — проза западной политической жизни. Ведь чем более развито общество, тем важнее личный контакт политика с избирателем. Побеждают те «слуги народа», кто не боится «идти в народ».

Михаил РОСТОВСКИЙ

Мнение экспертов

Алексей ЧАДАЕВ, политолог, директор центра «Московский регион»:

«Предвыборная кампания Воробьева была действительно лучшей кампанией в этом политическом сезоне. Есть показатели, что в Подмосковье сложился достаточно протестный электорат. При этом узнаваемость Воробьева в ноябре 2012 года была всего 3%. Столица яростно фонила со своей протестной кампанией. И на этом фоне тем более заметна победа Воробьева.

Думаю, что центральным пунктом предвыборной программы Воробева стали его встречи с жителями области. Он буквально не вылезал из вертолета, объезжая область. Вовремя и даже довольно рано объявил о своей предвыборной программе, еще в январе. Не стал он гнаться и за так называемой модой, как Собянин, который пошел самовыдвиженцем, а заявился от «Единой России». Не побоялся пойти на дебаты. Тем более что на выборах была представлена как системная, так и несистемная оппозиция. Удивительно, что тот же несистемщик Гудков почти не вел своей кампании. Никто, видно, вызов бросать не стал и не захотел.

Отмечу материалы предвыборного штаба Воробьева. Все очень точные. В них каждый район и поселения получили что-то важное для себя. Было, так сказать, точечное попадание в каждом материале. Насколько я знаю, делались какие-то плакаты, брошюры, листовки специально под каждое муниципальное образование, что очень важно. Это достаточно хорошая работа агитационного и технологического штабов Воробьева. То есть все составляющие: максимум встреч, программный подход, открытость к дискуссиям и никаких грязных технологий».

Игорь БУНИН, политолог, генеральный директор независимого фонда «Центр политических технологий»:

«Московская область — полицентрический регион, то есть это регион, который не имеет единого центра, центров здесь очень много. И, соответственно, губернатором здесь может стать только политик федерального уровня. На мой взгляд, Андрей Воробьев выиграл губернаторские выборы по нескольким причинам: во-первых, он как-то сразу оказался в центре и, несмотря на то, что жители Подмосковья его почти не знали, стал олицетворением власти; во-вторых, немалую роль сыграла стилистика его кампании, предполагающая постоянные поездки, встречи с населением, активную социальную политику. Кроме того, его избирательная кампания была очень динамичной. В-третьих, Воробьев был приемником Сергея Шойгу, а Шойгу у населения очень популярен. Ну и еще один момент, у Андрея Воробьева элементарно не было реальных противников. Все противники были очень слабыми, никому не известными. Относительно известен был разве что Гудков. Но Гудков — не Навальный. У него нет столько финансовых ресурсов и харизмы».

Александр ОСЛОН, генеральный директор фонда «Общественное мнение»:

«Компания Воробьева выделяется очень сильно из всех подобных. Выделяется какой-то своей необычной энергетикой. В отличие даже от того же Собянина в Москве Воробьев действовал. К тому же он новенький и поразил всех своей позитивной энергией. Чувствуется во всем, что он очень увлечен. А это очень действует на избирателей, которые видят эту увлеченность. И вот эти высокие проценты, которые Воробьев набрал на выборах, это, можно сказать, наполовину — оценка его действий, того, что он уже сделал для области, и наполовину — аванс.

Именно за это Воробьев удостоился похвалы от руководства страны. Ничего удивительного в этом нет. Потому что достоин.

Могу сказать, что в этом, возможно, заключается талант Воробьева. В том, что он так с лёта выиграл выборы. Это как на каком-нибудь конкурсе музыкантов: вроде все играют чисто, хорошо, и вдруг появляется парень, и все понимают — это и есть талант. У таланта всегда есть какая-то пружина, что ли, незаметная для всех. Но все это чувствуют. И Подмосковье это почувствовало.

Это редкий случай. Все в Воробьеве настолько новое и необычное! Он произвел в каком-то роде на всех шоковое впечатление, если можно так сказать, в хорошем смысле. Потому он и победил. Без всяких там рейтингов и процентов узнаваемости».