Приходит смерть рогатая

Зубры в Приокско-Террасном биосферном заповеднике умирают один за одним

Только за последний месяц пали трое крепких, здоровых животных. Руководство природоохранной территории уверено, что дело тут нечисто. Не все смерти можно объяснить естественными причинами.

Зубры в Приокско-Террасном биосферном заповеднике умирают один за одним

МАМА БОЛЬШЕ НЕ ПРИДЕТ

Майдан и Майданка — зубры еще молоденькие, по сути дела телята. Как у всех зверей, рожденных в заповеднике, их клички начинаются со слога «ма». По загону бродят одни. Их мать Манюня умерла в ночь с седьмого на восьмое декабря. Сейчас ее дети рассчитывают только на людей. Соплеменники их не приняли.

— Самки их не подпускают, молока не дают. Видимо, придется пока покупать смесь и подкармливать, — рассказывает Светлана Кислицына, заведующая центральным зубровым питомником.

Выходить детей можно. Это, конечно, сложнее, чем откормить щенка или котенка. Зубр и в заповеднике зверь вольный. К людям привык, но под мышку его, конечно, не возьмешь, насильно из пипетки еду в рот не зальешь. Однако специалисты свое дело знают, выходят.

Только беспокойство за их судьбу все равно не пропадает. Слишком часто в заповеднике стали погибать зубры. Вечером красуются перед посетителями, позируют, гуляют, а наутро звероводы находят в вольере остывший труп рогатого гиганта. Погибают и молодые звери, и матерые племенные быки.

Манюня была последней. В то, что зубрица погибла случайно, руководство заповедника не верит. При вскрытии у молодой мамы обнаружили вздутие живота. Это происходит от неправильного кормления. Но всю еду для зубров и бизонов питомник получает от поставщиков со всеми сертификатами и тщательно проверяет, перед тем как положить в кормушки, каждому в свою. Допустим, какую-то партию могли не проверить, упустить брак. Но тогда животные гибли бы массово, а не выборочно.

Незадолго до этого при схожих обстоятельствах погибла зубрица Мушуля. При вскрытии было обнаружено вздутие рубца — одного из отделов желудка.

Если не массово закупленный корм, то что же могло стать причиной гибели? В качестве одной из версий рассматривают следующую: зубрицы съели предложенный посетителями «гостинец».

— Кто-то из экскурсантов бросил что-то, неподходящее для еды. Они швыряться навострились чем угодно. И кочаны, и сливы, и яблоки. Бывают даже бутерброды и булочки, — рассказывает Мария Заблоцкая, старший научный сотрудник заповедника и дочь основателя зубрового питомника Михаила Заблоцкого.

Как в любом питомнике и зоопарке, здесь запрещено кидать еду для животных прямо в вольер. Хочешь покормить — положи в специальный ящик. При кормежке специалисты распределят все гостинцы между животными по-честному, чтобы всем досталось. И отберут те продукты, которые мохнатым гигантам есть нельзя ни в коем случае. Им, к примеру, противопоказаны яблоки. А казалось бы — травоядные... В своем роде зубры известные лакомки. Они очень осторожны в еде и в лесу лишнего не тронут. Но подачку подобрать могут. Тем более если она лежит в кормушке.

По словам врио директора заповедника Маргариты Кочерги, отравить зубра одной-единственной морковкой практически невозможно. Значит, зверя накормили как следует. Кто — найти сейчас сложно. В зубровом питомнике практически во всех вольерах есть видеонаблюдение. Кроме двух. В них и погибли загадочным образом животные.

Сотрудники питомника не исключают и такой вариант — зубров намеренно отравили. Причем причина гибели даже не яблоки и другая подобная еда. В пищу каким-то образом добавили токсин. Поскольку у зубров пищеварительный процесс медленный, он занимает 8–12 часов, отследить и определить яд трудно, практически невозможно. За это время он уже распадается на составные элементы.

ДОЛЖЕН ОСТАТЬСЯ ТОЛЬКО ОДИН

За последние два года в заповеднике по разным причинам умерло около двадцати (!) зубров и бизонов. Мнения о том, что кто-то очень активно прикладывал к этому руку, подкрепляются кривотолками, которые практически не смолкают. Летом общественность всколыхнула новость о том, что по территории зеленого острова протянут автотрассу Серпухов—Ступино. Дескать, хватит уже в объезд... Не протянули. До этого не раз поднималась тема продажи земли. Якобы временно отстраненный директор Андрей Ивонин уступил по сходной цене окраину заповедной территории под строительство. Сам же рассекал на снегоходе прямо по территории заповедника — катался.

— В свое время только что назначенного директора, бывшего десантника Андрея Ивонина, несколько месяцев обвиняли в том, что он якобы творит в заповедных кущах беспредел, — говорит Кочерга. — Увольняет ценных сотрудников, продает под дачи заповедные и охраняемые земли заповедника. Показывали фотографии, снятые с вертолетов и воздушных шаров, застраиваемых коттеджами территорий. Отправляли и в Минприроды, и аж самому российскому президенту обличительные и гневные письма. Ату Ивонина!

Только все было иначе. Да, дачи строили, охранную зону разворовали. Но не прибыльный бизнес на сотках делал новый директор, а судился с теми, кто отхватил лакомые куски еще при прежнем, видимо, не очень принципиальном руководителе заповедника. И ряд процессов мы выиграли — суд признал, что строительство в охранной зоне ведется незаконно. Директор добился того, что у заповедника появился — наконец-то! — новый кадастровый паспорт, где с помощью современных навигационных приборов обозначены границы охраняемой территории…

В свое время заповедник хотели закрыть. Его спас только зубровый питомник — восстановить поголовье древних животных в России нелегко. А тут работа по разведению налажена успешно. Отстояли, не отдали. Теперь, когда на зеленую зону обрушились чуть ли не все мыслимые и немыслимые беды, народ заволновался. А ну как все поголовье зубровое перетравят... Тут, конечно, не только из-за них места заповедные. Здесь растут редкие травы, прилетают редкие птицы. В общем, творится нормальная заповедная жизнь. Но с другой стороны — место тихое, Ока рядом. Лес кругом, ресурсы в нем не истощенные... Раз кусок откусят, второй — и ничего не останется. Не будет зубров — будет ли заповедник?

ОТЧЕГО УЖЕ УМИРАЛИ ЗУБРЫ В ЗАПОВЕДНИКЕ

У зубра Шпонти возникла непроходимость кишечника. Ту же причину смерти подозревали у Мадонны. В Интернете ненадолго появились, затем были убраны фотографии, на которых на фоне погибших зверей виднеются ящики с испорченными помидорами и мандаринами. Руководство заповедника отрицало факт кормления такими продуктами зубров. Да они, по словам сотрудников, и не будут их есть. Шпору, брат Шпонти, умер меньше месяца назад. Племенной бык-производитель погиб от старости. Мултона пришлось усыпить. Осматривая ослабевшее животное, ветеринары обнаружили перелом челюсти. Скорее всего, метким ударом его угостила несговорчивая барышня. Такая травма у зубров не лечится.

КСТАТИ

• Более 50 человек поставили подписи под петицией за создание кризисной комиссии от Минприроды для решения проблемы гибели зубров и бизонов в подмосковном питомнике.

• «Руководство заповедника, с одобрения экспертов международной программы (WWF), должно хлопотать в Минприроды о создании комиссии по решению кризисной ситуации, финансировании проекта по выделению дополнительных территорий, их обустройства для содержания зубров, программы восстановления и дегельминтизации деградированных участков питомника. В заповедник должны вернуться работники, знакомые с содержанием и разведением именно зубров и бизонов, а не ветеринары широкого профиля, какими является нынешний штат питомника», — говорится в петиции.

• Приокско-Террасный заповедник основан в 1945 году. При нем открыт зубровый питомник, за годы работы которого для расселения в дикую природу были вывезены сотни чистокровных зубров.

• Сегодня в биосферном заповеднике осталось 43 зубра и 7 бизонов, занесенных в Красную книгу. Для них организованы круглосуточные дежурства, ночами питомник патрулирует опергруппа.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру