Особенности ногинской рыбалки в зимний период

Народ суеверный и порядочный — спасатели

Как и летчики, как и десантники, никогда не говорят «последний», только «крайний». На эту службу идут работать не из-за денег, но по убеждению. Никогда из погоревшего и опустевшего дома спасатель не вынесет кошелек или дорогую технику — карма подорвется на корню… Летом — пьяные купальщики, зимой — порой не менее пьяные рыбаки или беспечные родители, катящие санки с горки прямо на лед реки. А сделать ничего нельзя. Максимум — листовка с правилами поведения на воде. С ней же порой человека из-подо льда и выуживают.

Народ суеверный и порядочный — спасатели
Лестница — спасательный инвентарь. Ее большая площадь не дает льду проломиться.

Говорить «спасатель-водник» — некорректно. Нет такого понятия в официальной терминологии. Просто зона их оперативного действия — водоем. Хотя и в операциях на суше они участвуют нередко. Корреспондент «НП» побывал в Ногинске на водно-спасательной станции Ногинского территориального управления силами и средствами ГКУ МО «Мособлпожспас» и познакомился с теми, в чьих руках сегодня дело спасения утопающих.

Эвакуация по-пластунски

На станцию поступает звонок: рыбак провалился под лед. Повезло: это рядом, меньше километра до карьера у реки Клязьмы. Двое собираются мгновенно: оранжевый жилет поверх формы, желтый спасательный круг, красная лестница, аптечка, одеяло, веревка.

У провалившегося в ледяную воду есть минут пять-шесть, вряд ли больше. Одежда намокает и тянет ко дну, температура тела постепенно сравнивается с температурой воды, начинаются судороги.

Через две минуты они на месте. Прореха во льду различима с берега. Удочек и снастей не видно: уже утонули. Зато виднеется голова. Человек относительно спокоен, не дрыгается и особенно не кричит. Что спасатели рядом, он знает — прохожий, который их вызвал, стоит тут же на берегу. Он застал момент падения, немедленно позвонил, криками с берега заверил утопающего, что подмога будет скоро. Главное — сам не полез, правильно сделал.

Каждый сотрудник водно-спасательной станции поисково-спасательного отряда №8 за время службы так или иначе успел отличиться. Каждый из 13 спасателей имеет награды.

Спасатели разделяются. Один двигается в сторону прорехи, другой страхует на берегу — веревки тянутся от лестницы и пояса товарища, если что, вытащат вместе с потерпевшим. Когда до дыры остается метров 20, спасатель ложится на живот и продолжает движение по-пластунски. Через несколько мгновений перед торчащей из воды головой оказывается лестница со спасательным кругом на конце. С помощью лестницы тонувшему помогают выбраться. Вдвоем они начинают движение к берегу, также по-пластунски, только задом наперед. С берега, поводя веревки на себя, им помогает второй спасатель. Остаток пути они преодолевают по твердому льду уже стоя. На берегу пострадавшего закутывают в одеяло и ведут в тепло, на станцию. Там его раздевают, растирают, отпаивают горячим чаем, сушат одежду. Прибывшие по вызову спасателей врачи «скорой помощи» осматривают горе-рыбака и заключают, стоит ли ему продолжить лечение в больнице. После чего запись о происшествии вносится в станционный журнал, составляется акт, куда вносятся данные о пострадавшем и детали операции.

Со мной не случится…

Телефон у спасателя включен всегда: тревожный звонок может поступить в любое время. Бывает и так, что приходится кого-то вытаскивать из воды в нерабочее время: пришел спасатель после смены отдохнуть на пляж, а там кто-нибудь тонуть задумал. Кроме того, приходится выручать унесенных на льдинах кошек и собак. Что же касается людей, за прошлый год сотрудниками Ногинской водно-спасательной станции было зафиксировано 12 ЧП. Двоих спасти не удалось.

Всего в Ногинске около 30 водоемов, пригодных для купания или рыбной ловли. Зона оперативного действия работников станции — по километру в обе стороны Клязьмы. Здесь спасатели ведут патрулирование и профилактику — раздают листовки. Однако случись что на любой другой воде в Ногинске — выручать поедут они.

— Мы не можем просто взять и прогнать любителя зимней рыбалки с опасного участка, — объясняет заместитель начальника поисково-спасательного отряда №8 по аварийно-спасательным работам на водных акваториях Сергей Темнюк. — Например, я подхожу к человеку, начинаю инструктировать, объяснять, что лед сейчас тонкий, река не стоячая, берега подмыты, вода просела. А дедушка мне в ответ: «Сынок, я 40 лет здесь рыбачу, все нюансы этой реки знаю». На этом, в общем-то, разговор заканчивается. Я протягиваю ему листовку, рассказываю о тех, кого мы вытаскивали. А он пожимает плечами: мол, я все понимаю, но со мной этого не случится…

Любителей подледного клева в Ногинске хватает. В будни преобладают пенсионеры, к выходным публики прибавляется. Предугадать массовое нашествие на лед спасателям удается не всегда: для этого надо знать рыбацкие приметы на хороший клев. Удить идут, как правило, прихватив алкоголь для согрева; для некоторых рыбалка и вовсе не главная цель. Спасатели рекомендуют: если вы собрались половить на льду, одевайтесь как можно ярче. Так вас будет легче разглядеть на фоне снега.

Листовку рыбак принял, рекомендации спасателя вежливо выслушал — и со спокойной совестью продолжил удить.

В спасатели — с улицы

Сергей Андриянов в спасателях уже восемь лет, и все здесь, на ногинской станции. Поступил в отряд почти сразу после армии и, что называется, по призванию.

— После службы недолго поработал в охране, но очень уж нудно там, — вспоминает Сергей. — Из армии я был комиссован по здоровью: служил в Северной Осетии, из-за местного климата начал гноиться палец, пришлось часть ампутировать. Из-за этого меня не взяли в милицию. И я пришел сюда. Всегда хотел посвятить себя чему-то достойному.

В детстве Сергей кроме профессии милиционера мечтал о стезе пожарного. Нынешней своей службой он очень доволен.

— Самое лучшее в нашей работе — это когда ты вытащил утопающего, и через некоторое время приходит ощущение, что вот только что спас человеку жизнь, — признается спасатель Андриянов.

В спасатели можно прийти прямо с улицы, таких случаев немало. Как и любое другое ремесло, спасение людей подразумевает некоторые требования к претенденту. Это как минимум среднее образование и водительские права: в нужном месте нужно оказаться оперативно. Служба в армии обязательной не является, но весьма желательна. Хорошая физическая форма, представление о субординации и дисциплине котируются и в гражданской специальности спасателя.

В Клязьме зимой вполне можно собрать неплохой улов: плотва и окунь здесь не переводятся.

— Когда к нам приходят с улицы, первым делом задаем человеку вопрос, почему он хочет быть спасателем, — рассказывает Сергей Темнюк. — В этот момент нередко возникает пауза. Некоторые честно признаются, что работы нет, а у вас тут зарплата неплохая, график — сутки-трое, и так далее. Такой спасатель, как говорится, нам не нужен. Есть другие, которые приходят повторно, после того как до службы в армии их не приняли. Задаешь ему вопросы — и чувствуется, что он знает, чего хочет, и можно начинать делать из него спасателя. Таких, правда, в лучшем случае один из десяти.

Спасатель? Докажи!

Будущему спасателю для начала предстоит пройти собеседование у психолога. Затем претендента подробно изучает медкомиссия. Многие срезаются именно тогда — это в военкомате доктора не отличаются привередливостью. Например, полно тех, кто не проходит по зрению: зоркий глаз спасателю необходим, а в очках работать запрещено.

Первый месяц обучения новичок проводит непосредственно в отряде. Здесь его натаскивают по всем направлениям: альпинизм, водная и медицинская подготовка, работа со специнструментами — спасатель, независимо от специализации, должен быть готов ко всему. Противопожарную подготовку проводят в спеццентре в Подольске, после чего претендент возвращается в Ногинск, где аттестационная комиссия принимает у претендента «экзамен» и посвящает в спасатели. Все обучение длится три месяца.

У Сергея Андриянова кроме любимой работы есть и еще два повода улыбаться. Накануне нашего визита у него родился сын; в этот же день спасатель отметил свой день рождения.

Аттестаций в жизни спасателя будет множество. Не чаще каждых двух лет, но не реже каждых трех он должен подтвердить свою квалификацию. Также спасатель может написать заявление на повышение квалификации. При успешном выступлении перед комиссией ему присвоят следующий (третий, второй, первый, международный) класс. К наращиванию классности спасатель готовится самостоятельно.

Рабочий день на ногинской водно-спасательной станции начинается без двадцати восемь утра. Для начала вся смена проходит осмотр у медработника: спасатель должен быть здоров. Затем у предыдущей смены принимаются дела: происшествия, инвентарь, запись в журналах. Начальник станции проводит инструктаж по технике безопасности — этот ежедневный ритуал обязателен. Дальше все происходит согласно распорядку дня.

— Например, в девять может идти обучение, чтение литературы по спасательному делу и составление конспектов, — говорит Сергей Темнюк. — Но это по желанию. Помимо непосредственно спасения людей основное наше занятие — патрулирование. В дневное время суток еще и профилактика — раздача буклетов, беседа с рыбаками. Так до утра, до следующей смены.

График у спасателей на станции — сутки-трое. Некоторые устраиваются на подработку в свободные дни. Это не возбраняется, если не мешает главному делу. По-любому в случае тревоги спасатель должен оказаться на месте.

До того как стать спасателем, Сергей Темнюк 18 лет служил в армии, где заведовал вопросами гражданской обороны.

Горячее сердце, холодная голова

В середине января один из жителей Ногинска принял на грудь и задумал самостоятельно организовать крещенские купания. Вышел на Клязьму, начал постукивать ногой, проверяя крепость льда… Мужчине повезло: в этот момент неподалеку проходил патрульный спасатель-судоводитель. Выбраться из самодельной проруби своими силами выпившему купальщику не удалось бы.

В конце ноября прошлого года на середину озера выкатились санки с двухлетним ребенком. На льду толщиной в два-три сантиметра девочка провела более получаса. Приехавшая по звонку дежурная смена спасателей из ногинского отряда, аккуратно пробивая лед, смогла подобраться к саням на расстояние двух метров. Лед под санками провалился, ребенок начал тонуть, но спасатель Николай Алексеев прыгнул в воду и успел достать девочку. Все обошлось, ребенок серьезно не пострадал, только санки утонули.

Эти случаи — будни ногинских спасателей. В масштабах района такие происшествия можно считать нашумевшими. Может руководство Ногинской водно-спасательной станции занести себе в актив операции и регионального масштаба.

— Когда в Загорских Далях взорвался дом, я тоже ездил туда помогать с ребятами из нашего поисково-спасательного отряда, — вспоминает Сергей Темнюк. — Одна из пострадавших попросила нас помочь вынести вещи — саму ее не пускали. В квартире на виду лежало много ценного: деньги, документы, техника… Все в свободном доступе, незаметно унести можно запросто. Но никто ничего не тронул, хотя там сотни спасателей прошло. Это к вопросу о суевериях. Какой бы ни был плохой или жадный спасатель, он никогда не протянет руку за чужим. Потому что все это где-то откладывается и рано или поздно сработает против тебя.

В Федеральном законе «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» среди прочего говорится, что в своей работе спасатель должен руководствоваться принципом «оправданного риска». У спасателя, как и у разведчика, должно быть горячее сердце, но холодная голова. Это и есть главное в их работе, говорят старожилы.

— Я всегда от своих ребят требую, чтобы не лезли туда, где самому себе можно нанести урон, — говорит Сергей Темнюк. — Если понятно, что нам уже нечего там делать, если ясно, что все люди уже несколько часов назад погибли, ни к чему идти на неоправданный риск. Есть хорошая русская пословица про «семь раз отмерь». Так вот, я своим говорю, чтоб отмеряли десять раз и только потом начинали действовать — хладнокровно и взвешенно.

УВАЖАЕМЫЕ ЖИТЕЛИ ПОДМОСКОВЬЯ!

Спасатели напоминают, что при выходе на лед необходимо соблюдать меры безопасности. Помните: ваша жизнь, здоровье и покой ваших близких — в ваших руках!

Родители! Не выпускайте детей одних на лед, объясните им опасность нахождения на льду.

Если вы стали очевидцем несчастного случая на водоеме или сами попали в аналогичную ситуацию и существует возможность сообщить о происшествии, срочно обращайтесь за помощью по телефонному номеру 01 или с мобильного телефона 112.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру