Шедевры оборонного зодчества

Подмосковье, как и любая другая территория, — это не только ЖКХ, дороги и чиновники, это в первую очередь люди и культура

13.03.2014 в 15:38, просмотров: 5373

Лето уже стучит в окно, в связи с чем редакция «НП» решила подготовить небольшие очерки об истории и культуре областных достопримечательностей. Первый объект нашего внимания — кремли подмосковных городов. А стоит туда ехать или нет — решать вам.

Шедевры оборонного зодчества

СЕРПУХОВСКИЙ КРЕМЛЬ

Дубовый кремль в Серпухове построили в 1374-м. Только спустя почти два столетия стены сложили из белого камня, полностью повторив при этом конфигурацию дубового кремля. Укрепление города на этом не закончилось. Одновременно с ним строится деревянный острог для защиты посада с городским торгом. Общая протяженность острога составляла более тысячи метров.

В Смутное время охраняемый городом-крепостью стратегический рубеж стал рубежом мятежа. Охваченные восстанием южные районы России здесь отделялись от примыкающих к столице центральных уездов государства. Окруженный сторонниками, Лжедмитрий принимал в Серпухове виднейших московских бояр, в открытые жителями города ворота вступали отряды Болотникова, воеводы царя Василия Шуйского проводили смотр собравшейся в Серпуховском походе военной силы… В 1609 году Серпухов штурмуют поляки под предводительством пана Млоцкого; они сожгут посад, но кремль взять так и не смогут. Попытается захватить город в 1618 году и гетман Сагайдачный, но также не сможет прорваться дальше посада.

В 1633 году, когда крымский царевич грабил левобережные уезды по Оке, жители Серпухова последний раз прятались в каменной крепости. С тех пор уже не оружие, а пожары стали главным бедствием для города.

К концу XVII века Серпухов окончательно теряет свое военное значение. Кремль и остроги не ремонтируются. Лишь в 1708 году, опасаясь наступления Карла XII на Москву, Петр I вспоминает о Серпухове и приказывает по возможности «укрепить и палисадировать» город. Но обстановка, как известно, вскоре переменилась. Надобность в ремонте отпала. Состояние стен постоянно беспокоит городской магистрат. Подгнившие деревянные башни из тех, что еще остались, вот-вот рухнут, а в кремле «камни немалым числом валятся». Потому в 1767 году было принято решение «о разрытии городового вала» и разборке оставшихся деревянных стен. Вероятно, для этих работ и был составлен первый масштабный план всех оборонительных сооружений города, хранящийся в Военно-историческом архиве. Этот документ служит пока единственным источником сведений об устройстве белокаменных укреплений замечательного русского города-крепости.

Руины Серпуховского кремля обратили на себя внимание составителей «Атласа к материалам для статистики Российской империи», вышедшего в Петербурге в 1839 году. На помещенных в нем двух литографиях с изображением Серпухова отмечена лишь одна юго-западная полубашня, а стены показаны с большими утратами и разрушениями.

История Серпуховского кремля закончилась очень печально. Из Москвы поступило указание, Серпухов на него откликнулся, и в результате памятник русского крепостного зодчества зимой 1934 года был разобран на материал для строительства Московского метрополитена. Остались лишь два небольших фрагмента стен, напоминающие сегодня о славной и некогда неприступной крепости. Что интересно, до Москвы камень серпуховского кремля так и не доехал. Точная история его неизвестна... Троицкий собор — единственное, что сохранилось неизменным со времен, когда Серпухов защищал подступы к Москве, укрываясь за стенами своего кремля.

ЗАРАЙСКИЙ КРЕМЛЬ

Зарайский кремль был построен в небольшом селении Новогородок-на-Осетре по указу государя и великого князя Московского Василия III в одно время с первым каменным Никольским собором в 1528–1531 годах. Имя архитектора, руководившего строительством, неизвестно, но еще в XIX веке считалось, что им был Алевиз Фрязин Новый. Кремль несет на себе явные черты итальянского влияния в русском крепостном зодчестве.

Первое нападение крымских татар на новую крепость произошло уже через два года после ее возведения. В 1533 году сорокатысячное войско «крымских людей» так и не смогло его взять.

Еще четыре раза в XVI веке подходили к его стенам завоеватели. Кто бы ни вел за собой захватчиков, воеводы зарайские неизменно отстаивали свою крепость.

Набеги продолжались и далее. Самые известные из них датируются 1611 и 1673 годами. За это время кремль был захвачен врагом лишь однажды, но отнюдь не татарами. Это произошло в Смутное время. Весной 1608 года польский полковник Александр Иосиф Лисовский, один из военачальников Лжедмитрия II, «пришел под Зарайск… с литовскими людьми и русскими ворами и город Зарайский взял». 30 марта на помощь зарайцам прибыл отряд арзамасцев и рязанцев под командованием Захария Ляпунова, выступившего против самозванца на стороне царя Василия Шуйского.

Город был взят. Многих взяли в плен. Но и убитых с обеих сторон было предостаточно. Одних арзамасцев полегло триста человек. Их трупы Лисовский велел похоронить в одном месте и насыпать над ними курган. Его можно увидеть и сегодня.

Удержать за собой Зарайск было важно для Московского государства и в Смутное время. Поэтому 8 февраля 1610 года царь Василий Шуйский назначил сюда воеводой князя Дмитрия Михайловича Пожарского. Будучи воеводой города-крепости, он отказался присягать самозваной власти Лжедмитрия II. Отсюда, из Зарайска, с площади, носящей теперь его имя, выступил Пожарский для освобождения Москвы во время сбора отрядов первого ополчения.

2 июня 1673 года зарайский воевода Матвей Карандеев отразил, как оказалось потом, последнее нападение крымских татар на город. В память избавления от врага на воротах крепости им была установлена Казанская икона Божьей Матери, памятная зарайцам по Смутному времени.

В конце XVII века в связи с расширение границ Российского государства Зарайск потерял оборонное значение. Та же судьба постигла Серпухов и Коломну. После 1847 года, когда был проложен новый Астраханский тракт (ныне Рязанское шоссе), Зарайск оказался в стороне от новосформировавшихся торговых путей.

Во второй половине XIX века строительство железной дороги на Рязань, также не прошедшей через Зарайск, усугубило относительно невыгодное положение города. После революции кремль передали музею, образованному в 1918 году.

ВОЛОКОЛАМСКИЙ КРЕМЛЬ

В далеком прошлом стены этого кремля выдержали не одну осаду. Сейчас о том, что город окружало мощное фортификационное сооружение, напоминают только земляные валы. Сохранился комплекс уникальных храмов. Саму стену разобрали за ненадобностью. Кто же знал, что потомки будут дотошно ковыряться в истории, выискивая каждую мелочь, связанную с кремлевской стеной!

Волоколамск — один из старейших российских городов. По преданию, его заложил Ярослав Мудрый, даровав имя Волок-на-Ламе. Впервые он упоминается в летописи в 1135 году. В XII–XIII веках его как следует укрепили. Вокруг поселения насыпали земляной вал длиной почти два километра и высотой от полутора до шести. Построили мощную крепость. Но не очень-то это помогло. Город многократно пытались взять, и даже брали. В 1178 году Всеволод Большое Гнездо, великий князь Владимирский и десятый сын Юрия Долгорукого, со своим войском разграбил город. По историческим меркам прошло совсем немного времени, как в него ворвался Батый. Это случилось в 1238 году. Все отстроили заново — и опять пришли захватчики. В 1293 году в город вошел ордынский царевич Дюдень. Он вообще немало погулял со своим войском по Руси. Разорил Суздаль, Владимир, Москву, Муром, Коломну...

В городе почти каждое столетие происходило что-нибудь страшное.

Волок-Ламский выдержал «другую литовщину» — двухдневную осаду литовского князя Ольгерда, а в 1382 году у его стен были разбиты отряды хана Тохтамыша.

В 1401 году Волоколамск отошел к Москве. Но так он просуществовал недолго. Во второй половине XV века он становится центром полусамостоятельного удела. Все эти годы возле него тщательно охраняются укрепления. Положение вполне удобное — высокий холм, на котором около двух гектаров земли, земляной вал, деревянная стена... Иначе было нельзя. Город стоял на важном торговом пути. Немало удельных князей заглядывались на такой лакомый кусок. Без надежных укреплений его так и передавали бы друг другу родовитые люди, проливая кровь ни в чем не повинного мирного населения.

В 1613 году Волоколамск выдержал осаду польско-литовских интервентов. Его фортификационные сооружения неоднократно уничтожались и отстраивались вновь. Последняя крепость с двумя проездными и девятью глухими башнями просуществовала до XVII века, но с угасанием значения древних торговых путей и утратой своего военного значения в XVIII веке была окончательно разобрана. Сейчас можно увидеть только древние земляные валы. Центр современного Волоколамска расположен в котловине, в которую сбегают центральные улицы. Неподалеку возвышается Кремлевский холм с соборным комплексом XV–XIX веков. Вот на него и приезжают посмотреть многочисленные туристы.

Из Воскресенского собора Волоколамска до нас дошла превосходно шитая пелена с изображением Рождества Богоматери. Сейчас она хранится в Третьяковской галерее. Ценность находки состоит в том, что она окантована клеймами (маленькими живописными картинами), которые отличаются вытянутыми пропорциями фигур и нежностью колористической гаммы. Искусствоведы считают, что выполнены они самим Дионисием, прославленным живописцем конца XV — начала XVI века.

Впервые собор был расписан как раз в XV веке. Однако до нас преимущественно дошла роспись века девятнадцатого. Несмотря на поздние искажения, Воскресенский собор Волоколамского кремля является одним из лучших памятников XV века в Подмосковье. Главный престол его освящен в честь Воскресения Христова.

Иосифо-Волоцкий монастырь пережил немало. В 1930 году Вознесенский собор его закрыли и переделали под техникум и склад. В 1944-м судьбой его опять распорядились не по назначению — и в рядом стоящем Никольском соборе кремля находился лагерь немецких военнопленных. Долгие годы он стоял в запустении, и только в начале девяностых здесь начались богослужения. Сейчас собор реставрируют.

Ольга РОЖКОВА

КОЛОМЕНСКИЙ КРЕМЛЬ

Деревянный Коломенский кремль появился еще в домонгольские времена как ядро города Коломны. После Батыева нашествия неоднократно подвергался уничтожению, но всякий раз возрождался из пепла. Во времена Дмитрия Донского здесь пролегал рубеж Московского княжества. Со временем Коломна стала ключевым городом в оборонном поясе Москвы как центра объединения русских земель.

Именно Коломенский кремль был выбран в качестве места сбора княжеских ратей со всей северо-восточной Руси накануне Куликовской битвы. Период расцвета этого оборонительного рубежа приходится на первую треть XVI века, когда отец Ивана Грозного, великий князь Василий III, обнес часто горевший город каменной стеной. Существует гипотеза, что строителем Коломенского кремля выступил итальянский архитектор Алоизио де Карезано — один из авторов современного Кремля в Москве. В 1606 году Коломна подверглась нашествию крестьянского вождя Ивана Болотникова, отряды которого захватили все городские посады и Ямскую слободу, но саму крепость взять так и не смогли. По ряду гипотез, здесь же несколькими годами позже пребывала в заключении вдова Лжедмитрия I, Марина Мнишек. Круглую башню, куда она, предположительно, была заточена, с тех пор называют Маринкиной.

Смутное время стало последней страницей славы Коломны как стратегически значимого узла Москвы. С воцарением династии Романовых город становится торгово-ремесленным центром, и содержание кремля попросту становится нерентабельным. Местные жители стали потихоньку растаскивать камни из некогда спасительных для них стен крепости. Разрушение прекратилось лишь в XIX веке после личного распоряжения Николая I, и в настоящее время от былых укреплений сохранилось лишь несколько фрагментов.

Кроме остатков стен уцелело семь башен и большая часть церквей. Жемчужина коломенского культового зодчества — храм Вознесения Господня, в котором в 1366 году венчались Дмитрий Донской и Евдокия Суздальская.

На территории кремля располагается духовный центр города — Соборная площадь. Ее архитектурный облик формировался на протяжении XIV–XIX веков и вобрал в себя все характерные черты каждого из этих столетий. Центральное место на площади занимает Успенский кафедральный собор, выстроенный по указу князя Дмитрия Ивановича в честь побед русского оружия в ходе борьбы с ордынским игом: в сражениях на реке Воже (1378 год) и Куликовом поле. По соседству с собором находится шатровая колокольня XVII века — самая мощная звонница такого типа в России. Рядом с колокольней возвышается храм Тихвинской иконы Божьей Матери (XVIII–XIX века) — зимний соборный храм Коломны. Слева от собора находится Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь (XVI–XIX вв.). Напротив монастыря — здание школы (XIX век).

В 2013 году Коломенский кремль официально признан главным символом Подмосковья, что пробуждает к нему новый интерес со стороны туристов и любителей старины.

Вячеслав КОРЯКИН

 

ДМИТРОВСКИЙ КРЕМЛЬ

Находящийся в самом центре города Дмитрова «северный» кремль — один из древнейших и любопытнейших памятников оборонного зодчества московского края. Былой форпост на границах сперва Ростово-Суздальской земли, затем Переславского княжества, независимого Дмитрово-Галицкого княжества и, наконец, Московской Руси был основан в качестве пограничной крепости легендарным князем Юрием Долгоруким в 1154 году (спустя 7 лет после основания Москвы тем же самым князем).

Музей-заповедник был открыт в 1918 году по инициативе местной интеллигенции и уездного земства. Первым возглавил его М.Н.Тихомиров, впоследствии известный ученый, академик АН СССР. Помощь в создании музея оказал один из идеологов анархизма — Петр Кропоткин (последние годы революционера и ученого прошли в Дмитрове).

Дмитровский кремль обнесен земляными укреплениями, овальными в плане и представляющими собой вал высотой до 15 метров и длиной 980 метров (по валу можно погулять и посмотреть на городские виды). Когда-то на валу возвышались хорошо укрепленные стены и башни, укрывавшие собой защитников крепости. Никольские ворота признанного памятника оборонного зодчества XII–XVI веков были восстановлены в «первозданном» виде (т.е. в деревянном) в 2004 году. Но уже в 2007 году эта своеобразная имитация древнерусских крепостных ворот становится жертвой странного пожара. На восстановление ушло несколько месяцев. Ныне это одна из самых ярких достопримечательностей Дмитрова.

Архитектурной доминантой кремля является великолепный Успенский собор, построенный между 1509 и 1533 годами и неоднократно подвергавшийся переделкам, в результате которых в 1841 году он приобрел девять глав и пирамидальную композицию. В этом симпатичном соборе есть деревянный пятиярусный иконостас конца XVII столетия с иконами XV–XIX веков, а в систему наружного декора введены уникальные для древнерусской пластики монументальные изразцовые барельефы XVI века. В архитектуре этого самого любопытного собора Дмитрова заметно влияние Италии, и существует предположение, что он все-таки был построен приглашенными итальянскими зодчими: по ряду приемов постройки храм довольно близок к Архангельскому собору Московского Кремля.

На территории Дмитровского кремля вызывает интерес бывшая тюремная Елизаветинская церковь (1898) в псевдорусском стиле, своеобразно интерпретирующем архитектурные формы XVII века. Такие ожидаешь встретить скорее где-нибудь в Нижнем или в Великом Новгороде. Поблизости сохранилась и бывшая деревянная тюрьма. В музее-заповеднике работает «музейная гостиная», в которой проходят литературно-поэтические, музыкальные вечера, а также музейно-рекреационные театральные программы и православные вечера.

Действующий мужской Борисоглебский монастырь на улице Минина наряду с кремлем считается главным украшением Дмитрова. Датой основания монастыря принято считать 1472 год. С 1932 года монастырь занимало управление строительства канала Москва–Волга и Дмитлага. В 1993 году монастырь передан РПЦ и ныне полностью восстановлен. Древнейшим зданием монастыря является собор Бориса и Глеба. Скорее всего собор этот был построен в середине XVI столетия в качестве вклада царя Ивана Грозного «по душе» своего уморенного голодом дяди Юрия Ивановича. Есть в нем интересные святыни: ковчег с частицами мощей святых апостолов Андрея Первозванного и евангелистов Матфея и Луки, святых Петра и Февронии Муромских, великомученика Георгия Победоносца и других. Тут же хранится и частица Креста Господня.

Дмитрий АЛЕКСЕЕВ