Россия будет автоукомплектована

Путин пообещал иностранным производителям господдержку

В позапрошлом году с конвейеров автозаводов на территории России сошло 435 тысяч машин, в 2009-м кризисном году - 190 тысяч. В первом полугодии 2010 года уже произведено 208 тысяч автомобилей. «Рассчитываю, что к концу года мы выйдем на докризисный уровень», - заявил Владимир Путин на совещании по развитию производства автомобилей и автокомпонентов в России. В Санкт-Петербурге премьер собрал отечественных и иностранных производителей, работающих на российской территории. Главным вопросом обсуждения стал возможный переход на 60% локализацию по добавленной стоимости автомобиля.
Путин пообещал иностранным производителям господдержку
Фотография с rian.ru

«Все ранее достигнутые договоры и все ранее подписанные соглашения нами будут строго соблюдаться, и пересматриваться не будут. Надеюсь, что наши партнеры будут исполнять свои обязательства по мощностям и локализации», - сразу обрисовал взаимоотношения с иностранцами Владимир Путин. Он отметил, что первоначальные цели режима промсборки, введенного 5 лет назад, достигнуты и по мере развития инвестиционных проектов, все большее число автокомпонентов должно выпускаться в России. Премьер дал понять, что считает российский автомобильный рынок потенциально крупнейшим в Европе. А значит - есть хорошие перспективы для производства продукции на экспорт в сопредельные государства. «И потому нам нужны не только средние, но и крупные по масштабам производства. Именно они в состоянии сформировать полноценную сеть заводов-поставщиков и вести собственные инженерные разработки», - подчеркнул глава правительства. Путин заверил собравшихся, что власти страны не делают разницы между новыми производствами и традиционными российскими марками машин. «Для нас и те, и другие - это отечественные производители», - сказал он, отметив, что антикризисные меры в равной степени касались всех секторов российского автопрома. Мировые автоконцерны, открывшие производства в России, выпускают порядка 400 тысяч автомобилей в год, то есть каждую третью легковую машину, собранную в нашей стране, констатировал премьер.

Впрочем, до всех участников рынка, вероятно, волновала новость о предложениях Минпромторга несколько изменить параметры режима промсборки автомобилей. «Мы находимся на финальной стадии согласования, Минфин и ФТС наши предложения согласовали. Нам осталось окончательные точки обсудить и проверить с министерством экономического развития, у которого есть ряд вопросов и замечаний к этой программе», - сообщал директор департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения Алексей Рахманов в конце прошлой недели. По новому режиму промсборки планируется, что 60% от добавленной стоимости автомобиля будет производиться в России. Напомним, что ранее по режиму промсборки компании обязаны были довести локализацию производства до 30%. Новые требования по мощностям составляют от 300 тысяч автомобилей в год вместо 25 тысяч в настоящее время, инвестиции в новые заводы - от $750 млн., а в модернизацию - от $500 млн.

Режим промсборки был введен в действие в 2005 году и обеспечил льготный режим для инвесторов, готовых создавать в России собственные производства автомобилей. Специальным постановлением правительство обнулило или снизило пошлины на ввоз ряда компонентов в рамках соглашений компаний с Минэкономразвития, заключаемых сроком на 7 лет (для действующих предприятий) или на 8 лет (для создаваемых). Выступивший на совещании министр промышленности и торговли РФ Виктор Христенко заявил, «если иностранные автопроизводители готовы производить 300 тысяч автомобилей в год, то они будут освобождены от уплаты пошлин на ввоз автокомпонентов на 8 лет». По его мнению, новые соглашения можно подписать на базе тех договоров с иностранными инвесторами, которые уже присутствуют в России. «С нашей точки зрения, тот диалог, который проводился в течение последних нескольких месяцев и между ведомствами, и с компаниями, позволяет завершить и финализировать его в виде принятия соответствующего межведомственного приказа буквально в течение ближайших дней. Мне кажется, это не только возможность, но и необходимость с тем, чтобы и с учетом тренда движения России по присоединению к ВТО, и с учетом других обстоятельств мы этой возможностью по выходу на новый этап развития российской отрасли автопрома воспользовались», - сказал Христенко.

Владимир Путин посоветовал зарубежным производителям «предметно подумать» над наращиванием объемов выпуска автомобилей в России: «Считаю, что режим промсборки мог бы активнее применяться для организации производства, так называемого второго уровня - двигателей, коробок передач, других компонентов автомобиля». В качестве примера подобных крупных производств он привел «АвтоВАЗ», который может выпускать до 700 тысяч автомобилей в год и планирует сформировать альянс с Renault-Nissan, а также партнерство Sollers c Fiat, объем производства которого до 500 тысяч автомобилей в год и в котором могут быть использованы преимущества режима промсборки. «В любом случае все будущие решения по режиму промсборки должны быть сбалансированными, учитывать интересы и государства, и потенциальных инвесторов, основываться на реальных бизнес-планах», - заключил премьер.

А вот по поводу нашего скорейшего вступления в ВТО, премьер, судя по всему, очень даже сомневается. «Мы тоже хотим вступить в ВТО, стремимся к этому, будем продолжать этот процесс, поэтому, конечно, лучше нам не тянуть с новыми условиями по локализации, вам - подписанием соответствующих соглашений. Но я не думаю, если по-честному сказать, что этот рубеж наступит именно 1 января следующего года. Не похоже пока. Хотя мы, конечно, будем к этому стремиться», - сказал Владимир Путин.