Изобретатели открыли венчурный фронт

Зачем малые компании идут на биржу?

Московская биржа представила российским и зарубежным инвесторам результаты работы, планы развития малых и средних высокотехнологичных компаний. Однако в кулуарах мероприятия чаще обсуждалась не курсовая динамика акций эмитентов, а эффективность механизма привлечения малыми компаниями средств на фондовом рынке.

Зачем малые компании идут на биржу?

Сектор «Рынок инноваций и инвестиций» работает на Московской бирже около четырех лет. За это время несколько малых компаний удачно провели здесь IPO (первая публичная продажа акций – «МК»). Среди них – Институт Стволовых Клеток Человека («ИСКЧ»), компании «Фармсинтез» и ДИОД.

Исполнительный директор по Рынку инноваций и инвестиций Московской биржи Геннадий Марголит утверждает, что выход небольших высокотехнологичных компаний на IPO – это уже тренд. Для таких компаний кредит слишком дорог, поэтому они готовы делиться долей в капитале, получая за это не только деньги, но и публичную историю, внимание инвестсообщества, а также возможность взрывного роста за счет экспансии. Как сообщил на мероприятии гендиректор компании «ИСКЧ» Артур Исаев, есть смысл отказаться от привлечения кредитов. Для дальнейшей разработки и внедрения продуктов и услуг в области клеточных, генных и постгеномных технологий его компания намерена провести роуд-шоу. Серия встреч с представителями инвесткомпаний и фондов пройдет в мае-июне текущего года. Потенциальным инвесторам будет предложен пакет акций компании, составляющий 10% от её уставного капитала.

Отказ от кредитов банков в пользу IPO сегодня является нормой для многих динамично развивающихся зарубежных компаний. «Классический выход малой компании на биржу выглядит так: стартапы, как правило, финансируют либо учредители, либо их друзья и знакомые – люди, которые испытывают доверие к создателям компании, но при этом не ориентируются на финансовые показатели. Они для начинающего бизнеса сомнительны. Компания развивается до тех пор, пока не выкристаллизовывается ее бизнес-модель. Как только накапливается статистика, появляется постоянная клиентура – проводится IPO. Владельцы делятся частью контроля над компанией с акционерами, но взамен получают капитал. Есть отличные примеры выхода на публичный рынок таких компаний, как Google и Apple, которые с лихвой окупают все затраты и потери», – сообщил «МК» управляющий директор ГК «Алор» Сергей Хестанов.

На Западе существует фонды и пулы частных инвесторов, которые специализируются на покупке малых компаний: выискивают перспективные, вкладывают в них деньги, ставят их на ноги, а потом продают. Например, AndreessenHorowitz. Нечто подобное происходит сегодня и в нашей стране. На фондовом рынке появляется все больше профессиональных игроков и инвесторов, готовых рискнуть с покупкой акций малого бизнеса. «При выборе небольшой компании, вышедшей на биржу, важны два показателя: ее финансовая отчетность и собственные производственные площадки», – говорит частный инвестор Илья Виниченко. «Основной подход фондов, которые вкладываются на венчурном этапе – покупать много разных проектов. К сожалению, заранее определить, кто из эмитентов покажет звездный результат, а кто окажется пустышкой, совершенно невозможно. Единственный способ заработать – это стрельба по площадям», – добавил Сергей Хестанов. По его мнению, интерес к механизму привлечения финансирования через биржу у российских малых предприятий будет постоянно расти. Кстати, сегодня на ведущих мировых площадках именно акции «малышей» являются ходовым товаром на биржах.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру