Ведущая Российская авиакомпания подвела итоги года

Ее авиапарк входит в число самых молодых в Европе

Крупнейший российский авиаперевозчик провожает уходящий год с хорошим настроением. В 2013 году Группа «Аэрофлот» показала рекордный результат – по предварительной оценке, за истекшие 12 месяцев она перевезла 31,5 млн пассажиров, ее доля на российском рынке вплотную приблизилась к 30%. В рамках реорганизации «дочек» стартовало несколько стратегических проектов -- этой осенью состоялся первый полет дальневосточного авиаперевозчика «Аврора», было объявлено о создании нового российского лоукостера – компании «Добролёт».

 

Ее авиапарк входит в число самых молодых в Европе
Фото пресс-службы авиакомпании "Аэрофлот – российские авиалинии"

Новые рекорды

Завершающийся год стал особым для «Аэрофлота». Компания, отметившая 90-летие, подтвердила свой высокий статус основного игрока российского рынка авиаперевозок.

В течение 2013 года лидер воздушного транспорта России демонстрировал более высокие темпы роста, чем мировая отрасль в целом. Не случайно компания установила новые рекорды постсоветского периода по пассажиропотоку. По нынешним подсчетам, авиаперевозчик, входящий в глобальный альянс SkyTeam, за год перевез свыше 20 млн человек, что почти на 20% больше по сравнению с прошлым годом. В течение 2013 года Группа «Аэрофлот» с учетом вклада дочерних компаний перевезла 31,5 млн. пассажиров (+14,5%), загрузка рейсов выросла до уровня 78,2% (на 0,2% выше плана).

Обгоняя рынок

Операционные показатели группы росли темпами, намного превосходящими показатели большинства конкурентов. «Аэрофлот» является высокоэффективным предприятием: по раскрытой информации, чистая прибыль Группы за 9 месяцев 2013 года достигла $545,2 млн. (наблюдается рост на 84,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). Выручка за это время превысила $7 млрд. (+17,8%). Компания стабильно демонстрирует один из наиболее высоких показателей рентабельности: маржа по EBITDA за 9 месяцев текущего года выше плана на 10 процентных пунктов.

-- Сильные финансовые результаты обусловлены тремя факторами, -- пояснил генеральный директор ОАО «Аэрофлот» Виталий Савельев. - Во-первых, мы предлагаем нашим пассажирам премиальный продукт по привлекательной цене. Во-вторых, осуществляем эффективный контроль над затратами. В-третьих, оптимизируем деятельность дочерних компаний, интегрирующихся в структуру Группы.

Финансовые и производственные итоги работы Аэрофлота в течение 2013 года были оценены экспертами рынка: рыночная капитализация превысила $2,5 млрд. Согласно консенсус-прогнозу оценок аналитиков инвестиционных компаний, акции компании имеют потенциал роста порядка 18%. Руководство компании полагает, что ее более адекватно оценят при увеличении доли акций в свободном обращении (free float). Увеличение доли акций в свободном обращении возможно после принятия решения Правительством относительно приватизации части государственного пакета Аэрофлота.

Также на днях сообщалось, что ЦБ выдал разрешение компании на организацию обращения акций до 25% УК за рубежом, что предоставит акционерам возможность совершать торговые операции на международных фондовых площадках. В случае принятия решения Правительством менеджмент будет подбирать благоприятный момент, для обеспечения размещения акций по наиболее привлекательной цене.

Остается надеяться, что долго им ждать не придется. К сильным сторонам эксперты относят финансовую устойчивость компании, высокую репутацию менеджмента, хороший уровень практики корпоративного управления, низкие материальные затраты, эффективную экономию, один из самых молодых флотов в Европе и перспективные проекты.

«Дочки» роста

В уходящем году авиаперевозчик запустил несколько стратегических проектов, которые уже оказали влияние на развитие национального авиарынка.

В октябре компания объявила о планах по запуску нового национального российского лоукостера под названием «Добролёт» (такое имя носил её предшественник — акционерное общество, созданное в 1923 году). Доля участия в новой дочерней компании составляет 100%. По словам представителей «Аэрофлота», ориентировочные инвестиции в проект составят $100 млн в течение первых двух лет. Авиаперевозчик рассматривает рынок бюджетных авиаперевозок в качестве существенной возможности для роста и как способ диверсификации бизнеса без риска нанесения ущерба своей традиционной деятельности.

«Новый лоукостер планирует начать выполнять полеты в будущем году – поступление воздушных судов в парк компании ожидается со второго квартала 2014 года. Прорабатывается вопрос о том, в каком аэропорту она будет базироваться. Предполагается, что цены на билеты будут в среднем на 40% дешевле по сравнению с традиционными авиаперевозчиками, а это позволит привлечь новый сегмент потребителей в сферу авиаперевозок. В отличие от предыдущих авиакомпаний, которые пытались работать в нише низкобюджетных перевозок, «дочка» полетит на новых самолетах», - прокомментировала пресс-служба «Аэрофлота».

Напомним, Sky Express летала на 15-летних Boeing 737, а «Авианова» — на 3-7-летних А320. «Добролёт» будет эксплуатировать новые узкофюзеляжные Boeing 737-800 Next-Generation в одноклассной компоновке. Сделку по приобретению первых восьми лайнеров уже одобрил совет директоров «Аэрофлота». В дальнейшем флот будет наращиваться в среднем на 8 воздушных судов год.

На днях авиаперевозчик «Добролёт» приступил к набору пилотов и бортпроводников. В первый год компания планирует начать полеты из Москвы в восемь российских городов: Петербург, Краснодар, Екатеринбург, Самару, Махачкалу, Уфу, Калининград, Новый Уренгой. На втором году работы перевозчик расширит географию полетов до 19 городов, а на третьем - до 26 направлений. Предполагается, что в 2016 году компания начнет летать за рубеж - в Киев, Ереван и Стамбул.

«Лоукостер в России не полетит, если мы не гармонизируем наше законодательство с нормами, существующими в глобальной отрасли, такими как невозвратные билеты, питание на борту за отдельную плату, платный провоз багажа, возможность нанимать пилотов — резидентов иностранных государств, прежде всего, с целью снижения дефицита командиров воздушных судов, — сообщил Виталий Савельев. — Мы рассчитываем на принятие соответствующих законодательных решений до конца текущего года. Таким образом, государство существенно поможет запуску проекта, крайне значимого для России».

В ноябре Аэрофлот презентовал еще одну «дочку» -- единую дальневосточную авиакомпанию «Аврора». Предприятие создано по поручению главы российского правительства на базе двух дальневосточных перевозчиков — «Сахалинские авиатрассы» и «Владивосток Авиа», которые с 2011 года входят в группу «Аэрофлот». Основная цель авиакомпании — содействие социально-экономическому развитию Дальневосточного региона через систему более эффективных и доступных пассажирских перевозок. Доля участия в новой компании составит не менее 51% акций. Остальную часть планируется поэтапно передать правительствам субъектов РФ в составе ДФО.

-- Единый дальневосточный авиаперевозчик, долгое время существовавший в виде стратегической идеи, отныне стал реальностью, — заявил генеральный директор ОАО «Аэрофлот». — Авиакомпания «Аврора» поможет лучше реализовать экономический потенциал Дальнего Востока, повысит мобильность его населения, будет способствовать сохранению и укреплению местных авиационных кадров. Рассчитываем на действенное сотрудничество с государством и региональными властями в дальнейшем развитии этого проекта, столь нужного Дальнему Востоку и всей России.

Маршрутная сеть новой компании учитывает транспортные потребности жителей всех субъектов РФ, входящих в состав Дальневосточного федерального округа. Бизнес-план авиакомпании предусматривает резкое наращивание объемов операционной деятельности. С 2013 по 2018 год количество осуществляемых рейсов должно увеличиться со 172 до 534, количество направлений — с 30 до 128. За этот период годовой объем перевозок будет доведен до 2,4 млн пассажиров. Первый рейс состоялся в начале ноября по маршруту Владивосток – Хабаровск - Магадан.

В дополнение к имеющимся среднемагистральным самолетам Boeing B737 в авиапарк «Авроры» до конца текущего года поступят три лайнера Airbus A319. К концу 2014 года во флоте компании будет насчитываться семь таких воздушных судов. В парк региональных самолетов войдут современные турбовинтовые машины вместимостью от 50 до 78 кресел. Для местных авиаперевозок будут приобретены самолеты вместимостью до 20 кресел. К 2018 году общая численность авиапарка компании должна составить до 40 воздушных судов.

Оба проекта развернуты в соответствии с указаниями президента РФ Владимира Путина и главы правительства РФ Дмитрия Медведева и направлены на повышение доступности авиаперевозок в стране и мобильности россиян.

Молодой флот

В настоящее время авиапарк «Аэрофлота» считается одним из самых молодых и технически совершенных в Европе: средний возраст воздушных судов -- 5,7 года. В течение 2013 года флот компании пополнили 23 новых самолета, включая региональный самолет нового поколения SSJ-100 в версии full дальностью полетов до 2,4 тыс км.

На днях получен третий самолет B737-800 серии Next Generation производства компании Boeing. Воздушное судно названо в честь писателя Александра Солженицына. А в Гамбурге на заводе Airbus российской компании передали новый самолет А321, получивший имя режиссёра Евгения Вахтангова.

Сегодня флот авиакомпании насчитывает 89 самолетов семейства А319/320/321, средний возраст которых составляет 5 лет. Лайнеры этого поколения относятся к числу лучших среднемагистральных самолетов, соответствуют всем требованиям безопасности, надежности и комфорта пассажиров. Добавим, что сейчас авиапарк, который базируется в московском аэропорту «Шереметьево», насчитывает 143 воздушных судна, причем свои самолеты «Аэрофлот» берет только новыми, напрямую с завода-изготовителя.

В следующем году флот станет еще моложе: из эксплуатации будут выведены шесть Ил-96, их заменят новые лайнеры Boeing B777 и Airbus A320. Продолжатся поставки и новейших российских самолетов SSJ-100 – всего было заказано 30 таких машин. Параллельно существенно обновятся и парки дочерних компаний.

Масштабное обновление парка продиктовано несколькими факторами: новые самолеты не только меньше потребляют топлива и издают шума, они и более безопасны в эксплуатации. Последний фактор является ключевым при выборе авиаперевозчика. Не секрет, что в нашей стране чаще всего проблемы на взлетно-посадочной полосе имеют старые воздушные суда, которые обычно используют небольшие региональные авиакомпании.

Первый в Европе

В уходящем году приветливые стюардессы в фирменной униформе цвета «красный мандарин» вышли на новый уровень обслуживания. Согласно отраслевым рейтингам, по качеству сервиса «Аэрофлот» лидирует в Европе и входит в число лучших авиакомпаний мира.

В уходящем году ведущий российский авиаперевозчик во второй раз удостоен престижной международной премии Skytrax World Airline Awards в категории «Лучшая авиакомпания Восточной Европы». Ежегодно на эту награду в различных номинациях претендуют более 200 авиакомпаний мира.

«Сохраняя традиционные преимущества (разнообразное, вкусное, здоровое бортовое питание, стильная форма летных и кабинных экипажей и т.д.), наша компания сделала в этом году особый упор на внедрение высоких технологий в сервисе – к концу года до 19 доведено число дальнемагистральных самолетов А330 и В777, которые имеют на борту доступ в интернет через Wi-Fi», -- пояснили в пресс-службе «Аэрофлота».

По уровню сервиса российский авиаперевозчик демонстрирует высокий класс как в бизнес-, так и экономическом классах. Не случайно, индекс клиентской лояльности NPS вырос в 2013 году до 58%, превысив показатели самых именитых конкурентов.

Рядом с народом

В уходящем году «Аэрофлот» не раз доказывал, что он является социально ориентированной компанией. Когда затопило Дальний Восток, авиаперевозчик одним из первых подключился к ликвидации последствий паводка. Самолеты компании эвакуировали детей из подтопленных районов, перевозили продукты питания, медикаменты, теплую одежду пострадавшим.

Большой общественный резонанс получила благотворительная акция компании «У сердца два крыла», запущенная в партнерстве с ФГБУ «Научный центр здоровья детей» РАМН. Программа рассчитана на детей, живущих в удаленных от столицы регионах, страдающих тяжелыми редкими заболеваниями и нуждающихся в оперативной помощи узкоквалифицированных специалистов.

Выездные бригады московских врачей уже побывали в Петропавловске-Камчатском, Южно-Сахалинске и Калининграде. Помощь специалистов получили около 500 детей. Авиакомпания не только взяла на себя решение вопросов, связанных с организацией поездок врачей, но и предоставила билеты всем детям, нуждающимся в диагностике в столице, и их сопровождающим для перелета в Москву и обратно.

Компания также активно поддерживает спорт и является генеральным партнером XXII Олимпийских зимних и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи в категории «Пассажирские авиаперевозки». В рамках партнерства самолеты компании будут перевозить российских олимпийцев. К играм увеличится количество рейсов на направлении Москва – Сочи. Не забыты и зарубежные гости. Например, будет установлен «воздушный мост» Сочи – Франкфурт, который является крупным европейским авиахабом.

«Аэрофлот» стал первой российской авиакомпанией, которая удостоилась чести стать официальным перевозчиком прославленного футбольного клуба Manchester United. Заключенный долгосрочный спонсорский контракт поднял международный престиж компании, принес новых лояльных клиентов. В парк авиаперевозчика введен самолет А321 в ливрее MU, партнерство с клубом рекламируется на лондонских такси. «Мы рады тому, что в семью наших спонсоров вошла столь близкая нам по духу компания, -- сообщил коммерческий директор MU Ричард Арнольд. — В России у MU насчитывается около 18 млн болельщиков, что говорит о большом потенциале нашего партнерства».

Взгляд в будущее

Несмотря на пессимизм некоторых экономических экспертов по поводу перспектив 2014 года, «Аэрофлот» смотрит в будущее с оптимизмом. По мнению руководителей компании, Россия имеет большой потенциал роста воздушных перевозок.

Крупнейший российский авиаперевозчик прогнозирует в 2014 году рост по основным производственным показателям на 15-18% - такие ориентирвы были заданы на недавнем заседании совета директоров компании. Бюджет группы на 2014 год является профицитным, пассажиропоток в 2014 году должен составить 24 млн пассажиров, группы в целом - 37 млн пассажиров. «При условии успешного продолжения реализации стратегии группа «Аэрофлот» имеет возможность к 2018 году довести свой пассажиропоток до 57 млн пассажиров и существенно повысить рыночную капитализацию», -- добавила пресс-служба.

Однако для того, чтобы эти планы сбылись необходимо выполнить ряд внешних условий, прежде всего, снять инфраструктурные ограничения в базовом аэропорту «Шереметьево», а также внести в российское законодательство изменения, которые сделали бы возможным эффективный запуск авиакомпании «Добролёт». Учитывая опыт и репутацию «Аэрофлота» на рынке, можно ожидать благожелательного отклика на соответствующие инициативы компании в правительстве. Остается только надеяться, что этот отклик не заставит себя долго ждать.

Петр Дроздов

 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру