Президент удвоил зарплаты врачам и учителям

Таков практически единственный результат его майских указов 2012 года

07.05.2014 в 19:24, просмотров: 15127

За два года правительство исполнило лишь половину поручений из 11 майских указов Владимира Путина. Как сообщается на сайте кабинета министров, сейчас реализована 121 задача из 218. С оставшимися поручениями намерены справиться до 2020 года — это позволяют установленные сроки. Впрочем, скорее всего, президент рассчитывал, что правительство будет несколько расторопнее. Но, как показывает нынешнее состояние российской экономики, лучше не спешить. Уже сейчас пришлось заплатить слишком большую цену за исполнение части президентских указов. Чиновники буквально бросили все силы на поддержку бюджетников, что в результате привело к росту задолженности регионов. В целом же страна вошла в рецессию (падение ВВП). По данным Минэкономразвития, ВВП за первый квартал 2014 года снизился на 0,5% к IV кварталу 2013 года. При этом в Минфине не исключают, что спад продолжится и во II и III кварталах этого года.

Президент удвоил зарплаты врачам и учителям
фото: Алексей Меринов

Майские указы 2012 года стали первыми документами, которые Владимир Путин подписал сразу после вступления на пост президента в третий раз. В их основу была положена предвыборная программа главы государства, а их реализация объявлена приоритетной в работе правительства. Однако последнее, видимо, не совсем оправдало надежды Путина. На 30 апреля 2014 года исполнена всего лишь половина указов. Как отмечается на сайте правительства, еще 17 поручений находятся сейчас на рассмотрении в Администрации Президента, а 97 — в исполнении. Среди них в Минэкономразвития — 22, Минобрнауки — 16, Минрегионе — 15, Минстрое — 14, Минтруде — 11, Минобороны — 10, в других ведомствах — 9 поручений.

Наибольших результатов власти удалось достичь в сферах межнационального согласия, демографической политики, совершенствования системы государственного управления и внешней политики. А вот те задачи, которые были заявлены как приоритетные, дали результаты, но, правда, зачастую негативные.

В первую очередь в 2012 году президент наказал правительству улучшить экономическую и социальную политику, на что пришлось 28 и 34 поручения соответственно. Выполнено из них 14 и 15 задач. Причем упор здесь министры решили сделать на повышении заработных плат бюджетникам. Так, по итогам 2013 года средняя зарплата врача в России составляет 42 248 рублей, среднего медперсонала — 24 102 рубля, младшего персонала — 14 313 рублей. Впрочем, на этом останавливаться правительство не будет. Так, по подсчетам Министерства здравоохранения, в 2018 году доход медиков увеличится до 200% от нынешнего уровня. Как отметила глава этого ведомства Вероника Скворцова, для этого будет использоваться система «эффективный контракт»: размер заработной платы врача будет напрямую зависеть от качества и сложности его работы. В Минздраве уверены: эта инициатива поможет улучшить качество медицинского обслуживания. Может, оно и так. Но вот про экономическое состояние страны такое сказать нельзя. По мнению независимых экспертов, стремление правительства увеличить зарплаты бюджетникам слишком дорого и болезненно обошлось российской экономике.

«Повышение заработной платы бюджетникам — это одна из главных причин ухудшения экономики нашей страны. На повышение заработных плат было потрачено около 150 млрд рублей. Но для этого регионам пришлось влезть в долги, что в итоге ухудшило их экономическое состояние», — сказал «МК» директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев.

По словам главы Счетной палаты Татьяны Голиковой, регионы нуждаются в дополнительных источниках бюджетных доходов и в дополнительной помощи из федерального бюджета.

«По первоначальной оценке, которую мы получили за 9 месяцев 2013 года, расчетный объем, который оценивали регионы на «майские» указы президента, составлял 2,2 трлн рублей», — заявила в апреле Голикова на пленарном заседании Госдумы. Как отмечает председатель Счетной палаты, недостающие средства регионы пытаются найти за счет оптимизации бюджетных расходов. И это неудивительно: у них попросту нет другого выхода. Частный сектор не развивается, а значит, поступления в региональный бюджет в виде налогов мизерный. «Рост зарплат в госсекторе серьезно мешает нормально развиваться экономике страны и частным компаниям, потому как частный сектор не в состоянии до такой степени увеличивать зарплаты. Необходимо уделять внимание приоритетным направлениям страны, например, развитию бизнеса. А предоставление преференций из-за того, что собственником является государство, а не частное лицо, к положительным результатам не приведет», — уверен гендиректор аудиторской компании «Уверенность» Максим Гладких-Родионов.

Эксперты «МК»:

Моисей Фурщик, глава Экспертного совета Комитета РСПП по промышленной политике, регулированию естественных монополий и тарифам, управляющий партнер ООО «Финансовый и организационный консалтинг»:

Действительно, выполнение майских указов привело к резкому перекосу расходов в сторону социального сектора. Пока этот фактор не является основной причиной замедления роста экономики и оттока капитала. Но чрезмерные социальные расходы сильно ограничивают возможности борьбы с этими негативными тенденциями. Например, сейчас надо бы увеличить бюджетные расходы на инфраструктуру и уменьшить налоговую нагрузку на бизнес, но возросшие зарплаты в государственном секторе почти лишают нас такой возможности. Особенно это касается региональных бюджетов. Причем в дальнейшем ситуация будет усугубляться, если не произойдут изменения в системе приоритетов. Поэтому сейчас логично было бы остановить процесс увеличения социальных расходов, сославшись на какие-нибудь форс-мажорные обстоятельства, и попытаться оказать максимальную поддержку бизнесу

Наталья Самойлова, руководитель аналитического департамента ИК «Golden Hills-КапиталЪ АМ”:

Повышение зарплат госсектору четко вписывалось в социальную политику, озвученную еще перед выборами. В момент социальной и геополитической напряженности властям просто необходимо выполнять свои обещания: если зарплаты повышают крымчанам, мы не можем не сделать это и в отношении остальных российских граждан. В итоге – давление на региональные бюджеты, а на фоне спада экономической активности ситуация усугубляется. Правительство не смогло спрогнозировать столь резкую девальвацию рубля и введение санкций против России, а эти факторы оказывают большое влияние на дальнейшие перспективы. Здесь стоит признать, что причина наших бедне в повышении заработной платы государственному сектору, а в общем снижении темпов роста российской экономики под влиянием внешних факторов, и в текущих условиях необходимо разрабатывать план выхода из  рецессии. К сожалению, сделать это будет не так просто, так как одним из основных фактором стимулирования экономики является приток инвестиций, а в текущих условиях на интерес иностранных инвесторов рассчитывать не стоит. Есть одна надежда на стабилизацию ситуации в Украине, которая может рассеять страхи по поводу перспектив России и вернуть привлекательность российским активам.