Рубль взвинтит цены на бытовую химию

Но запасаться хозяйственным мылом и зубным порошком пока рано

Вот и дождались мы нового витка подорожания! Только на этот раз он связан не с продуктами, а с особой группой товаров, которую ретейлеры называют «несъедобной сопуткой». Туалетная бумага с радующими запахами, разноцелевая зубная паста, шарики-ромбики для сливных бачков и прочее. А еще — моющие и чистящие средства. По данным Росстата, именно эта категория с декабря 2014-го по декабрь 2015-го подорожала на рекордные 22,4%, превысив даже уровень инфляции. Итак, с февраля большинство производителей «сопутки» повышают отпускные цены на 10–20%. Значит, в марте-апреле в магазинах все подорожает как минимум на 20–40%.

Но запасаться хозяйственным мылом и зубным порошком пока рано

Впрочем, все логично: рубль падает — «сопутка» дорожает. Такие вот мыльные «качели». А почему? Около 70% отечественного рынка контролируют западные транснациональные компании. Значит, около трети рынка — наша? Не совсем так. Некоторые отечественные бренды работают по контракту, то есть за ними стоит все то же западное производство. А эти товары надо еще там произвести, упаковать да к нам привезти, заплатив таможенные пошлины. Баночки-флакончики и большинство ингредиентов — сплошь импорт. Получается, что наше присутствие в бытовой химии еще скромнее по причине неразвитости собственной сырьевой базы. Из-за слабого рубля себестоимость продукции возрастает, цены, соответственно, тоже.

Все повторяется

В прошлом году заявление о повышении цен (на 14–40%) на бытовую химию и косметику прозвучало в конце марта. Однако процесс уже пошел в январе. Проследим за движением цены на двухслойную брендовую туалетную бумагу в гипермаркете. В январе 2015-го упаковка (12 рулонов) стоила 134,95 рубля, в феврале уже 142,66, к апрелю — 164,95. Но потом цена уперлась в спрос (то есть в его падение) и поползла вниз. Сейчас все та же упаковка стоит 144,36. То есть прибавка за год около 10 рублей, что по нынешним временам сущий пустяк.

Поступательное удорожание сопутствующих товаров происходило и в более благополучные годы. Так, «объяснительная записка» от 15 августа 2013 года одного питерского производителя предупреждает о росте цен в среднем на 5–6%. Причина одна: по итогам 2012 года инфляция составила 5%.

Поведение рубля в этом году еще более нестабильно и непредсказуемо. Да и ничего существенного отыгрывать в ближайшее время он явно не собирается. Но кругом — тишина, никаких заявлений о грядущем подорожании. По-видимому, поставщики и ретейлеры вняли предупреждениям антимонопольщиков. Вот и не сеют теперь панику и не раскачивают ценовую лодку. Однако подорожание «сопутки» неизбежно, только на этот раз оно произойдет по-тихому.

Число компаний-производителей, оптовиков, дистрибьюторов, предупреждающих своих партнеров о вынужденном повышении цен, растет с каждым днем как снежный ком. «МК» провел мониторинг этих оповещений и пришел к выводу, что большинство поставщиков товаров бытовой химии, средств гигиены, косметики поднимут цены в феврале. Таким образом, к концу месяца (а может, и раньше) все подорожает и в рознице.

В табличке мы попытались систематизировать полученные данные по наиболее ходовым товарам. Диву даешься, как же глубоко «въелась» в нашу жизнь эта химия! Теперь вот приходится расплачиваться.

Производители очень осторожно оперируют с цифрами. Одни, к примеру, называют средневзвешенный рост цен около 4% на всю продукцию. Другие обозначают только группу товаров, которые подорожают, подчеркивая, что по остальным позициям цена не изменится. Многие называют подорожание вынужденным и перечисляют причины (см. выше). Понятно, что никто не хочет отпугнуть возросшими ценами своих заказчиков.

Из таблички видно, что у производителей в среднем товары подорожают на 10–20%. Приплюсуем столько же торговле. Получаем, что в магазинах цены возрастут как минимум на 20–40%.

Скидки тоже дорожают

Покупатели уже давно живут в режиме экономии, внимательно отслеживая возможные скидки. Так, в январе в одном столичном магазине среднего класса была заявлена недельная акция на средство для мытья посуды популярного бренда. Вместо 89,90 рубля за 500 мл оно продавалось по 49,90. И что вы думаете? Полки были опустошены на второй день акции. О былом напоминал только ценник.

Заметим, что базовая цена на тот же товар в том же магазине в феврале 2015 года была 59,90, в марте — 62,90. А сейчас уже 89,90. Подорожание за год на 30 рублей (более чем на 30%). Далеко не росстатовские 22,4%.

За год подорожали и скидки. Рассмотрим пример со стиральным порошком. В марте 2015-го 3 кг известного бренда стоили 487 рублей, а со скидкой продавался по 239. Сейчас он стоит 515, а по акции — 259. То есть основная цена выросла на 28 рублей и скидочная — на 20.

Если все кругом дорожает и будет дорожать, куда же беднеющему покупателю податься?

Есть куда уйти

Многие уже заметили, как за последнее время в магазинах разных форматов расширился ассортимент товаров под собственной торговой маркой (СТМ). Упаковка скромная, качество — вполне, цена — на 15–20% дешевле, чем у раскрученных брендов.

Для наглядности сравним СТМ и бренд. Упаковка (10 пачек по 10 штук) трехслойных бумажных носовых платков: 49,90 и 73,90 (с ароматом). А теперь скажите: если у вас насморк, чувствуете ли вы какие-нибудь запахи?

Идем далее. Влажные салфетки для детей: 70 штук СТМ по 44,90 рубля или 56 брендовых по 142,90? Туалетная бумага (2 слоя, 4 рулона) — 36,90 или ее аналог: все те же 4 рулона, но в 3 слоя с запахом персика и впитывающими подушечками для деликатного очищения и особого комфорта по цене 112,90?

Большинству сейчас никакой персик уже не поможет. Это чувствует и наш родной бизнес. Вот и делает ставку прежде всего на СТМ. Так, потребительское общество «Дрогери Союз» планирует в 2016 году увеличить в 10 раз оборот по товарам, выпускаемым под собственными торговыми марками, достигнув в сетях-пайщиках 20–25%. Ну а долю СТМ в 50–55% в регионах планируется завоевать через 3–5 лет. Таким образом, брендированным товарам придется на полках потесниться, а то и вовсе уйти из магазинов. Останутся лишь те, на которые будет спрос.

Избалованный народ

Откровенно говоря, избаловались мы совсем за тучные-то годы. Полки магазинов ломятся от душистого и цветного разнообразия, а потребители стали более привередливы и капризны. Маркетинговое агентство Ipsos выявило три фактора, которыми руководствуются россияне при выборе туалетной бумаги. Первое — способность впитывать влагу. Второе — ее мягкость и бархатистость. Третье — разумное соотношение цены и качества.

Когда на смену невзрачной серой бумаге пришла цветная, радующие глаз аналоги, мы поначалу набросились на них. А в течение последних пяти месяцев потянулись к белоснежному цвету — символу чистоты. Исследовательское агентство Nielsen заметило также, что в последнее время растет популярность ароматизированных сортов. Вполне объяснимо, ведь запахи — признанный антистресс, а тем более в кризис.

Гигиена по-советски

Туалетная бумага появилась в СССР только в конце 60-х годов прошлого века и поначалу популярностью не пользовалась. Люди не понимали, зачем тратить на нее деньги, когда аккуратно нарезанные листки старых газет всегда наготове.

Со временем народ почувствовал разницу, но производственных мощностей на всех не хватало. Когда дефицитную бумагу вдруг «выбрасывали» в магазин, выстраивалась очередь — и ее закупали впрок. Счастливые обладатели шли домой с гирляндой на шее, состоящей из десяти рулонов. Таков был лимит в одни руки. В деревенской глубинке все было проще и экологичнее: пучок соломы зимой, а летом — лопушок.

Стирали советские женщины вручную: белье замачивали в хозяйственном мыле, кипятили, полоскали. Посуду мыли все тем же мылом или питьевой содой, в медицинских учреждениях сухой горчицей — проверенным антисептиком. Вместо губок — ветошь. Изобретательные хозяйки приспосабливали для этой цели старые чулки, заполняя их обмылками.

Широко использовался в быту зубной порошок, причем не только по своему прямому назначению. Им чистили летнюю парусиновую обувь, металлическую кухонную утварь, изделия из серебра, а военные — пуговицы на обмундировании. Было много видов: и «Детский», и «Хвойный», и «Мятный». К примеру, картонная коробка «Особого» стоила 6 советских копеек. Кстати, «Особый» (по цене около 17 рублей в пластиковой упаковке) благополучно дожил и до наших дней. По всей вероятности, как дань уважения к этому универсальному чистящему средству. Зубная паста — моложе, появилась в наших краях только в 1950 году.

Вряд ли даже кризис способен вернуть нас к гигиене прошлого. Уж больно мы привыкли к хорошему. Однако умерить аппетиты многим придется, чтобы средств хватило не только на туалетную бумагу, но и на хлебушек.

Сюжет:

Рост цен и падение рубля

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру