Минфин выкинет из ОСАГО наценку за мощность мотора

В ценообразование «автогражданки» предлагается добавить здравого смысла

11.08.2016 в 19:32, просмотров: 7661

Достоянием гласности стали поправки в законодательство об ОСАГО, подготовленные Минфином к внесению на рассмотрение Госдумы. Они сводятся к нескольким пунктам. Прежде всего речь идет об отмене «коэффициента мощности», который влияет на стоимость полиса ОСАГО.

Минфин выкинет из ОСАГО наценку за мощность мотора

Сейчас он равен 0,6 для автомобилей мощностью до 50 л.с., единице — если мощность мотора лежит в диапазоне 50–70 л.с., при 70–100 л.с. коэффициент равен 1,1, 100–120 л.с. — 1,2, 120–150 л.с. — 1,4 и свыше 150 л.с. — 1,6. Судя по всему, подразумевается, что коэффициент мощности двигателя будет заменен коэффициентом за аварийную езду, предлагаемым страховщиками.

Напомним, что они хотят ввести повышающий коэффициент для водителей, нарушающих ПДД: до четырех штрафов в течение года можно будет получить без последствий, за 5−9 нарушений за такой же срок полис подорожает в 1,86 раза, за 10−14 нарушений — в 2,06 раза, 5−19 штрафов — и цена «автогражданки» увеличится в 2,26 раза, 20−24 нарушения обернутся повышающим коэффициентом 2,45, за 25−29 штрафа в год ОСАГО подорожает в 2,65 раза, за 30−34 — в 2,85 раза, и, наконец, в случае более чем 35 нарушений правил в год следующий полис ОСАГО обойдется в автовладельцу в 3,04 раза дороже.

Вразумительной логики, зачем страховщикам потребовался еще один коэффициент, повышающий цену ОСАГО, нет. Представители лоббистских объединений страховых компаний обвешивают появление этого коэффициента PR-шелухой о потенциальной аварийности нарушителей ПДД и необходимостью борьбы за безопасность на дороге. Если же смотреть с точки зрения здравого смысла, то для страховщика главное — не какие-то там нарушения ПДД, а аварии конкретного человека, из-за которых компания должна выплачивать компенсации пострадавшим. Но повышающий коэффициент такого рода уже давным-давно действует при расчете ОСАГО и называется «бонус-малус». За каждый год безаварийной езды автовладельцу начисляется 5-процентная скидка при покупке следующего полиса ОСАГО. За 10 лет безаварийной езды она может дойти до 50%. Соответственно, часто устраивающий аварии (а не нарушающий ПДД!) водитель может получить полис в 2,45 раза более дорогой, нежели впервые севший за руль гражданин. Таким образом, введение повышенного коэффициента для нарушителей ПДД не имеет под собой практического смысла и обусловлено лишь стремлением игроков страхового рынка заработать немного денег.

Следующее предложение Минфина — увеличить лимит выплат по «европротоколу», то есть без вызова сотрудника ГИБДД на место аварии, с нынешних 50 000 до 100 000 рублей. Разумеется, страховщики против этого, утверждая, что такой шаг приведет к росту мошеннических «аварий». Заметим, что в свое время, когда лимит выплат по «европротоколу» повышался с 25 000 до 50 000 рублей, страховщики предсказывали ровно то же. Однако, как показала практика, никакого мошеннического апокалипсиса с «европротоколом» не произошло.

Еще один пункт поправок Минфина к закону об ОСАГО касается продвигаемого страховщиками нововведения — замены выплат компенсаций пострадавшим на ремонт машины в выбранном страховой компанией автосервисе. Минфин хочет сделать так, чтобы за качество ремонта несла ответственность страховая компания. Дело в том, что страховщики лоббируют следующую схему: компания будет выбирать автосервис (разумеется, с самыми дешевыми расценками и, соответственно, безобразным качеством ремонта), направлять туда автовладельца с разбитой машиной, а затем умывать руки и ни за что более не отвечать. Гражданину по такому сценарию отводится участь последующих безнадежных «боданий» с халтурной СТО — ведь у него не будет даже договора с ремонтниками на проведение работ. А без подобного документа даже в суд не подашь.

Напомним также, что за январь–июнь 2016 года страховщики собрали 114,519 млрд рублей страховых премий по ОСАГО, а выплатили за это же время всего 74,793 млрд рублей. То есть 45% собранных миллиардов осели на счетах страховых компаний. Этого им, похоже, мало. Пиарщики отраслевого объединения автостраховщиков, что называется, готовят почву для новых поблажек для компаний в сфере ОСАГО в надежде, что новый состав Госдумы пойдет у них на поводу. Примерно такую же истерику в СМИ страховщики, помнится, устроили пару лет назад, когда решался вопрос о повышении стоимости полисов ОСАГО. В конце концов «автогражданка» подорожала практически вдвое.