«Платон» мне друг, но истина дороже

Почему перекрыли дороги частные автоперевозчики?

С 15 апреля повыcились тарифы для системы «Платон». Накануне в ряде регионов прошли митинги протеста дальнобойщиков. «МК» решил разобраться в причинах стачки, а заодно узнать, с какими другими проблемами и трендами начинает новый сезон рынок автомобильных грузоперевозок.

Почему перекрыли дороги частные автоперевозчики?

тестовый баннер под заглавное изображение

Марш недовольных

Сначала власти хотели сделать тариф по системе «Платон» (сокращенное название от «плата за тонны») в размере 3,06 руб. за 1 км. Но позже передумали и решили ввести льготный период. Сейчас тариф составляет 1,53 руб. за 1 км, а с 15 апреля составит 1,91 руб. за 1 км. Однако временные льготы не устроили многих. И 27 марта дальнобойщики, недовольные ростом тарифа на 25%, организовали общероссийскую стачку. Они требовали отменить не повышение, а сам сбор. «Из-за системы «Платон» от 600 тыс. до 700 тыс. российских дальнобойщиков могут потерять работу», — заявил один из лидеров всероссийской стачки Андрей Бажутин

По мнению протестующих, систему взимания платы с грузовиков, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, можно оставить только для иностранных транзитных перевозчиков, которые не платят налог. По словам организаторов, акции прошли в 50 регионах страны. Наиболее эмоционально — на Северном Кавказе, где водители останавливали фуры и били коллег, не поддержавших протесты.

С момента запуска в эксплуатацию «Платона» 15 ноября 2015 года тарифы на грузовые автоперевозки повысились. «Хочется верить, что средства, получаемые от уплаты бизнесом, будут направлены на улучшение дорог и транспортной инфраструктуры. Пока в этой части подвижек не наблюдаем», — отметил операционный директор ГК Pony Express Юрий Келебеев.

Кроме сборов забастовщиков волнует и изменение расклада сил на рынке. «Сегодня в России до 80% автомобильных грузоперевозчиков — это ИП, в распоряжении которых находится от одной до пяти машин. Оставшаяся доля приходится на крупные транспортные компании и автопарки федеральных и региональных розничных сетей. При этом объемы перевозимых ИП грузов составляют около 20% аутсорсинга. То есть оставшиеся крупные игроки перевозят около 80% аутсорсинговых грузов», — пояснил первый заместитель гендиректора SPSR Express Сергей Лапин. По его мнению, для крупных логистических компаний и ритейлеров с собственным автопарком тариф увеличился несущественно из-за укрепления рубля и оздоровления экономики.

«Платон» показал, кто готов работать на рынке «в белую», а кто – нет. Рынку нужны честные игроки и новые машины. У нас из 6 млн всех типов грузовиков  половина старше 15 лет», — отметил гендиректор ИА InfraNews Алексей Безбородов. 

Дельные советы

По мнению специалистов, выбор компании для доставки груза зависит от нескольких факторов: типа логистической услуги (экспресс-доставка или грузоперевозка), существующего бюджета и, конечно, типа грузов. «Для организации более сложных перевозок (с большим количеством дополнительных опций) стоит обращаться к транспортной компании, которая может предложить комплексное решение, для простых задач и экономии можно обратиться к грузоперевозчику. При выборе экспресс-оператора актуально обратить внимание на его готовность соответствовать обновлениям в ФЗ-54 («О применении контрольно-кассовой техники»), возможности принимать к оплате карты на всей территории присутствия», — полагает Лапин.

Алексей Безбородов советует сэкономить время на интернет-площадках: «Сейчас доходность автомобильных грузоперевозок небольшая из-за высокой конкуренции, поэтому в целях экономии идет активная информатизация каналов продаж. Заказы по телефону становятся все реже, зато растет популярность различных интернет-площадок».

Начальник отдела логистических операций DPD в России Дмитрий Воеводин рекомендует делать сбалансированный выбор: качественный сервис не может быть очень дешевым, но и высокие тарифы на услуги не служат гарантом качества. «При выборе партнера для осуществления перевозок обратите внимание на его статус на рынке, масштабы бизнеса и честность и прозрачность в вопросах финансовой дисциплины», — говорит эксперт. По его словам, отдельно нужно рассмотреть филиальную сеть компании: чем она шире, тем сильнее компания и тем больше у компании возможностей гарантировать сроки доставки и обеспечивать сохранность груза.

Юрий Келебеев также советует обращать внимание на спектр компетенций компании. На возможность логистического партнера оказать комплекс услуг, а не только выполнить работы по одному из многочисленных звеньев логистической цепи.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру