Биография Петра Кацыва – человек и транспорт

Пётр Дмитриевич Кацыв - российский государственный деятель и управленец, бывший вице-президент «РЖД», Заслуженный работник транспорта РФ, экс-министр транспорта Московской области.

Пётр Дмитриевич Кацыв

В Подмосковье Петра Кацыва знают все, кто хоть сколько-нибудь работал на транспорте сорок последних лет. Мы говорим «подмосковный транспорт» – подразумеваем «Кацыв». Мы говорим «Кацыв» – подразумеваем «подмосковный транспорт». И даже как-то сложно осознать, что Пётр Дмитриевич на протяжении последних восьми лет занимался совершенно другими проектами. Впрочем, тоже связанными главным образом с транспортом в Центральной России.

Мальчик из Славуты

Хотя на роду ему вроде бы было написано совсем другое. Кацыв Пётр Дмитриевич родился далеко от столичных огней, в Южной Волыни, в городке Славута Каменец-Подольской, ныне Хмельницкой области. Случилось это 5 февраля 1953 года, так что детство Петра прошло при хрущевских экспериментах, особенно сильно отразившихся на сельскохозяйственных регионах – может быть, именно поэтому молодой Кацыв поставил перед собой задачу непременно закрепиться в большом городе. Он усиленно занимался спортом и налегал на точные науки – учебники истории и литературы в те годы менялись с высокой скоростью, качественно изучить иностранный язык в маленьком провинциальном городке было сложно, а вот математика, физика, химия оставались неизменными и оттого особенно надёжными.

Благодаря этому практичному подходу юноша из Славуты сумел с первой же попытки поступить в престижный Московский автодорожный институт, что и определило весь ход его биографии. Случилось это пятьдесят лет назад, в 1970 году. А через пять лет, закончив вуз в числе лучших выпускников, Петр получил завидное распределение – в Московскую область, в пассажирскую автоколонну №1786 города Химки.

бывший вице-президент РЖД Пётр Кацыв

Неспешные восьмидесятые

В Химках Пётр остался навсегда. Из своего родного городка он приехал во всеоружии: уже женатым на молоденькой учительнице Людмиле, которая потом стала директором лицея №11. А в 1977 году у них родился сын Денис, ныне крупный подмосковный бизнесмен, а сам Кацыв Пётр Дмитриевич постепенно поднимался по карьерной лестнице:

  • От инженера по безопасности движения автоколонны;
  • К начальнику соответствующего отдела всего Московского областного управления пассажирского автотранспорта;
  • Затем заместитель начальника управления по безопасности, далее – по перевозкам. 

В 1980-е годы систему управления подмосковным транспортом несколько раз реформировали, это приводило к кадровым перестановкам, но позиции Кацыва были непоколебимыми.

Правда, из-за рождения сына и занятости по работе пришлось отложить научные амбиции на далёкое будущее: аспирантуру Пётр закончил, кандидатский минимум сдал, но защитить диссертацию ему удалось лишь через два десятка лет уже в независимой России.

Спасение государственного перевозчика

Смена общественно-политической формации сказалась и на статусе управленца: из замначальника он стал заместителем генерального директора «Мострансавто» (на этом названии остановились после череды переименований), а в 1994 году – генеральным директором. Петру Дмитриевичу был 41 год, и на региональном уровне он, казалось, достиг всего. Под его началом оказался весь общественный транспорт не очень большого, но густонаселенного региона. С деньгами у государственных предприятий в те годы было плохо, тем более что «Мострасавто» передали из федеральной собственности в областную. Лихие коммерческие перевозчики вытесняли муниципальный и региональный транспорт, что создавало серьёзную угрозу безопасности пассажиров.

В этих условиях Кацыв решил бороться с конкурентами их же оружием. «Мострансавто» взяло в лизинг тысячу пассажирских «Газелей» и стало развивать собственную сеть «маршруток». Появились в расписании компании и дальние перевозки – сначала на иностранных автобусах б/у, но все равно более комфортабельных и безопасных, чем транспорт частников. Не административными мерами, а честной конкуренцией государственный перевозчик укрепил свои позиции и стал прибыльным коммерческим предприятием, регулярно пополнявшим подмосковный бюджет.

В 1999 году Пётр Кацыв защитил кандидатскую диссертацию, посвящённую особенностям организации пассажирских перевозок на уровне региона. Ниспровергатели авторитетов, под микроскопом рассматривающую каждую букву в научных работах чиновников и менеджеров госпредприятий, не нашли там и намёка на заимствования. Неудивительно – соискатель степени писал о той отрасли, о делах в которой знал вдоль и поперёк, и сам и в ней трудился всё минувшее десятилетие. Через три года после кандидатской последовала и докторская диссертация – в ней докторант рассматривал организацию пассажирских перевозок как пример управления крупномасштабной организационной системой. Это был уже государственный уровень мышления.

Российский государственный деятель Пётр Кацыв

Министр и вице-губернатор

Впрочем, и сам Пётр Дмитриевич Кацыв к тому времени уже год был государственным служащим высокого ранга – министром транспорта Московской области. В 2003 году он добавил к этому статусу титул заместителя председателя правительства, то есть вице-губернатора региона. В этом качестве доктор наук помимо транспорта курировал:

  • Связь;
  • Информатизацию;
  • Промышленность бурно развивавшегося Подмосковья.

Он заседал в руководстве аэропорта Шереметьево, курировал проектирование и строительство линий «Аэроэкспресса», под его началом была заложена многострадальная ЦКАД. Кацыв твёрдо намеревался сдать ее к чемпионату мира по футболу, но, к сожалению, срок сдачи проекта пал жертвой организационной неразберихи, начавшейся после перевода в 2012 году Петра Дмитриевича на странный пост министра по взаимодействию с федеральными органами власти, а потом и просто в ранг советника губернатора. Что ж, ротация во властных структурах считается залогом успешного функционирования демократического общества.

Экс-министр транспорта Московской области Пётр Дмитриевич Кацыв

Поворот на железную дорогу

В том же интервью вице-губернатор мимоходом заметил: «РЖД – очень хороший вид транспорта и наиболее перспективный с точки зрения капитальных вложений». Похоже, возглавлявший тогда транспортную монополию Владимир Якунин слушал этот эфир – в 2014 году советник подмосковного губернатора Пётр Дмитриевич Кацыв был назначен на более чем значимый пост вице-президента ОАО «РЖД», ответственного за развитие ключевого для компании Московского транспортного узла. Новость поразила всю отрасль: дорога 51-летнего управленца из асфальтовой внезапно стала рельсовой.

За годы работы в РЖД Пётр Кацыв реализовал несколько важнейших проектов – так, москвичи по достоинству оценили реконструкцию Малого кольца железной дороги, органически вписавшегося в столичный метрополитен, а жители Подмосковья – идею создания центральных диаметров, также оформленную в виде проекта под руководством Кацыва. Он, наверное, лучше всех в руководстве РЖД знал, что именно необходимо жителям Подмосковья – единственного субъекта Российской Федерации, большинство жителей которого работают в другом регионе, в Москве.

В 2019 году кавалер орденов «За заслуги перед Отечеством» двух степеней, Почёта и Дружбы вышел в отставку – ничего не поделаешь, возрастные ограничения. Но пенсионером он себя не чувствует – и, скорее всего, в обозримом будущем вновь окажется на слуху.

Кацыв Пётр всегда знал, куда и на что нужно обратить внимание и приложить свои усилия, опыт и знания, чтобы с минимальными издержками добиться максимального результата.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру