Соединить Москву

Соединить Москву

Сергей Собянин на открытии участка до Открытого шоссе Северо-Восточной хорды. Фото: пресс-служба Стройкомплекса Москвы

Дорожное строительство в Москве ведется со скоростью около 100 км в год. За время работы на посту мэра Сергея Собянина, в столице построено 1000 км трасс – расстояние от Москвы до Петрозаводска, Самары или, если хотите, Ростова-на-Дону.

В 2020-м введено в эксплуатацию еще 115 км дорог.

Плотность имеет значение

Кто из нас не торчал в московских пробах! Кто не застревал на час по дороге в музыкальную школу при попытке попасть всего лишь в соседний район! А вечернее возвращение с работы? А все потому, что дорог в городе мало. Плотность улично-дорожной сети (УДС) – соотношение длины дорог и площади территории города – в столице явно недостаточна для комфортного передвижения.

Сравните: плотность УДС в Москве составляет 4,4 км/кв. км, в Лондоне – 9,3, в Нью-Йорке – 12,4, в Париже – 15,0.

Из-за радиально-кольцевой планировки Москвы, при видимом обилии дорог, из района в район приходится добираться «через центр» – по Третьему или Садовому кольцам. Или же ехать по МКАД, часть движения на которой все еще приходится на федеральный транзит. «Безлошадным» горожанам долгое время приходилось мыкаться по бесконечным пересадкам с автобусов на метро.

В общем не хватает столице «диагоналей». Кстати, в самом хорошо едущем городе Европы, Барселоне, важнейшая магистраль так и называется – проспект Диагональ.

Московские «диагонали»

Решение московский Стройкомплкекс нашел в строительстве системы хордовых магистралей. Сергей Собянин назвал строительство четырех хорд, которые будут пронизывать город по периферии, одним из ключевых проектов.

Это не кольцевые дороги с неизменными заторами на съездах. У хорд, которые ведут за пределы города, нет четкого начала и конца. Кроме того, они стыкуются с основными магистралями, делая транспортную инфраструктуру города разумной и удобной. Пересекаясь друг с другом, хордовые дороги образуют еще один «круг» между ТТК и МКАД. Но при этом сами хорды будут самостоятельными бессфетофорными трассами.

Всего это четыре магистрали длиной до 106 км, которые свяжут более семидесяти районов столицы.

И разогнаться уже есть где! Полностью завершено строительство Северо-западной хорды, сданы 2/3 Северо-восточной хорды и почти вся Южная рокада, активно строится Юго-восточная хорда.

Каждая из этих магистралей разгрузит вылетные дороги, то есть все шоссе, с которыми они встречаются, ТТК и МКАД на 15-25%, избавляя автомобилистов от мучительных пробок и лишних крюков.

Проект под каждый объект

Инициатор развития улично-дорожной сети Москвы – мэр города Собянин, который лично курирует возведение ключевых объектов. Непосредственным исполнителем выступает столичный Стройкомплекс, возглавляемый заместителем мэра по вопросам градостроительной политики и строительства Андреем Бочкаревым. Проектированием же занимаются профильные институты, в числе которых вовлеченная в реализацию всех четырех хорд группа компаний «Моспроект-3». Руководит этим холдингом Анна Меркулова.

В середине прошлого десятилетия «Моспроект-3» стал инжиниринговым центром, объединив в себе одноименный ГУП, а также Московский научно-исследовательский и проектный институт типологии, экспериментального проектирования (АО «МНИИТЭП») и АО «Моспромпроект». Эти компании консолидировали компетенции в проектировании дорог, метрополитена, транспортно-пересадочных узлов и прочих сложных объектов жизненно важной инфраструктуры города.

– Сегодня наша команда работает сразу над несколькими участками Юго-Восточной хорды, – приводит пример Анна Дмитриевна. – Разработать типовое решение в застроенном мегаполисе невозможно. На одном только пресечении с Волгоградским проспектом эта автомагистраль дважды пересекает железную дорогу и открытые участки метрополитена, дважды проходит над тоннелями метро. Все эти сложности находят оптимальное отражение в проектных решениях – например, фундаменты каждой опоры приходится прорабатывать индивидуально.

Дорога жизни

Московская кольцевая автодорога тоже развивается с участием «Моспроект-3». Масштабную реконструкцию МКАД провели еще в девяностых. Трассу расширили до пяти полос в каждую сторону, построили новые мосты, установили разделительные отбойники с фонарями, увеличили эстакады и развязки, установили шумозащитные экраны, пешеходные мосты, и даже тоннели для миграции животных в районе Лосиного острова.

Новшеств хватило на десяток лет. И кольцевая, с ее «клеверными» развязками, опять встала. Ничего удивительного: количество машин за это время увеличилось на треть.

С приходом на должность мэра Сергея Собянина началась новая эпоха реконструкции МКАД. В 2011 начали модернизировать «клеверы», возводить на них направленные съезды, эстакады и тоннели разделяющие транспортные потоки.

И тут не обошлось без ГК «Моспроект-3». Примечательно, что модернизацией устаревших развязок Анна Меркулова начала заниматься еще до того, как возглавила проектный центр. Молодой инженер стала автором первых проектов. В статусе же руководителя «Моспроект-3» ей приходится разрабатывать такие решения, как, например, многоуровневая Бусиновская развязка, самая технологически-сложная на МКАД и первая пятиуровневая развязка в стране.

Путепроводы исповедимые

Еще одна задача Стройкомплекса – создание транспортного каркаса Новой Москвы. Он будет базироваться на существующих и строящихся магистральных трассах: Киевском и Калужском шоссе, МКАД, ЦКАД, а также хордовых соединениях, дублирующих основные трассы и обеспечивающих проезд к существующим и будущим кварталам. Как рассказал глава департамента развития новых территорий столицы Владимир Жидкин, реализация проекта увеличит плотность улично-дорожной сети в ТиНАО, что позволит значительно снизить коэффициент загрузки дорог.

Здесь авторству «Моспроект-3» принадлежат проекты реконструкции железнодорожных переездов со строительством путепроводов. Один из них связал Боровское и Киевское шоссе. Команда Меркуловой также подготовила реконструкцию железнодорожных переездов на Павелецком и Курском направлениях. Строительство эстакад можно сказать конек холдинга: «подкова» у платформы Переделкино, еще в 2018 году признана одним из лучших объектов в области строительства.

Кстати, именно за эффективную работу с путепроводами Марат Хуснуллин, еще в бытность заммэра города, отмечал Меркулову: создаваемые по ее проектам железнодорожные переезды позволяют существенно экономить столичный бюджет.

Вылетаем на дачу

Вылетные магистрали, которых в городе 19, больше всех «любят» дачники. Особенно в пятницу вечером, пытаясь выехать на лоно природы. Хорошая новость в том, что дорог ведущих за город становится больше.

Уже сдан и поехал Южный дублер Кутузовского проспекта, получивший название Проспект Генерала Дорохова, и строится Северный дублер. Еще одну вылетную магистраль в «Моспроект-3» проектируют на перегруженном юго-востоке столицы. Дублер Люблинской улицы, длиной 15 км, пройдет от ТТК до развязки МКАД с Бесединским шоссе и разгрузит саму Люблинскую улицу, а также Волгоградский проспект.

Но вернемся к Кутузовскому. Северный дублер проспекта – полностью проект «Моспроект-3». Работа над ним примечательна использованием «технологий будущего» – BIM-проектирования (Building Information Modeling). Для стороннего взгляда технология информационного моделирования – запредельное чудо, превращающее плоский абрис в объемное изображение с мельчайшими деталями инфраструктуры и учетом материалов, из которых эти детали сделаны. Для специалистов «Моспроект-3» – рабочий инструмент, заменяющий километровые чертежи.

– Нарастить мощность проектирования помогла технология информационного моделирования, – рассказывает Анна Меркулова. – Алгоритмы машинного обучения, то есть искусственного интеллекта, способны не только заменить бумажные чертежи, но и самостоятельно определять риски, предлагать решения из библиотеки инфраструктурных элементов, использовать нормативные документы, учитывать рельеф местности и действующие коммуникации. BIM-технология доступна не только проектировщикам, но и бригадирам на строительных площадках.

За погружение команды в супер-технологию «Моспроект-3» удостоен звания «BIM-лидер в инфраструктуре» от компании Autodesk. Впрочем, у строителей и проектировщиков современной транспортной инфраструктуры столицы есть множество ведомственных и государственных наград. Так, и глава Стройкомплекса Андрей Бочкарев, и гендиректор «Моспроект-3» Анна Меркулова являются кавалерами ордена «За заслуги перед отечеством» II степени.

Анна Меркулова на вручении ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени

Анна Меркулова на вручении ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени

Совершенствование столичной дорожной сети – процесс бесконечный и многогранный как сама жизнь. Сотрудники Стройкомплекса при личном кураторстве мэра Собянина работают над ним рука об руку с талантливыми инженерами-проектировщиками. Используя в процессе и мировой опыт, и новейшие технологи. В результате строительство идёт ускоренными темпами: и хордовая система, и реконструкция развязок МКАД, и работа над дублерами вылетных магистралей, в том числе на территории Новой Москвы, должны быть завершены уже в 2023 году.