Заменой Суэцкому каналу назвали Северный морской путь

Мировую торговлю может спасти Россия

Инцидент с мегаконтейнеровозом Ever Given, севшим на мель в Суэцком канале, подорвал глобальный рынок морских перевозок. Эксперты задаются вопросами: не исчерпала ли себя ставка на тяжелые суда как на основной инструмент международной торговли и какие альтернативные маршруты могут быть у транзита через узкое горло Суэцкого канала? В качестве одного из них называют российский Северный морской путь.

Мировую торговлю может спасти Россия
Фото: mil.ru

Инцидент заставил перевозчиков перекраивать расписания и маршруты и даже перенаправлять контейнеровозы обратно в порты загрузки. Ситуация остается почти критической: похоже, в ближайшие месяцы разрывы в глобальных цепочках доставки будут учащаться. Сейчас в очередях по обе стороны Суэцкого канала скопилось уже несколько сотен судов. По расчетам агентства Refinitive, на ликвидацию крупнейшей пробки в истории мореходства уйдет дней десять.

«Суэцкое происшествие — это как вишенка на торте под названием «контейнерный кризис», — говорит ведущий эксперт Института современного развития Никита Масленников. — Еще в конце 2020 года из-за карантинных ограничений резко замедлился оборот контейнеров, увеличились сроки доставки, простаивания судов на рейде. Во многом это связано и с решением Китая наращивать экспорт, которое усилило дефицит мощностей для перевозок, повысило ставки по фрахту. Речь идет о системном вызове для мировой торговли».

Что касается альтернативных маршрутов, то они достаточно сомнительны. Тот же Китай наращивает объемы транспортировки в Европу по железным дорогам. Но эти маршруты в сравнении с морскими значительно дороже, рассуждает собеседник «МК». По его словам, в России в результате всей этой ситуации (включая инцидент в Суэцком канале) цены на крупную импортную бытовую технику, на непродовольственные товары длительного пользования могут вырасти в течение года в диапазоне от 10% до 20% в зависимости о конкретной номенклатуры.

Разумеется, в перспективе мировую торговлю способен поддержать Северный морской путь (СМП) — как связующая нить между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом. Однако он требует достаточно больших инвестиций и сроков, вложений в инфраструктуру в размере десятков миллиардов долларов: например, нужно обустраивать промежуточные порты. Плюс Россия испытывает острую нехватку транспортного флота для СМП, пока мы в основном лишь собираем суда из импортных компонентов. Кроме того, не ясно, в какой мере в этом проекте захотят участвовать страны-партнеры. Пока очевидный интерес есть лишь у китайцев, европейцы только присматриваются. Дело еще и в том, отмечает Масленников, что СМП — это стратегический приоритет именно отечественного развития: он нужен прежде всего России как гарантированный канал проводок судов, идущих с грузами в АТР.

Сегодня морским транспортом по всему миру доставляется около 60% всех грузов, начиная от нефти и сжиженного природного газа и заканчивая компьютерами и автомобилями. Так что гигантские контейнеровозы еще долго будут бороздить моря и океаны. От аварии в Суэцком канале в выигрыше может оказаться Россия: ЧП повышает привлекательность наземных маршрутов через ее территорию (как в Европу, так и в Азию), а также — значимость Северного морского пути. СМП видится как логистическая альтернатива маршруту через Суэцкий канал. Благодаря ему можно сэкономить до 13 дней в пути, отмечает руководитель ИАЦ «Альпари» Александр Разуваев. На его взгляд, второй бенефициар — российская железнодорожная отрасль. Китай за первые два месяца 2021 года вдвое увеличил объемы грузоперевозок по железной дороге через Россию и Казахстан.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28508 от 31 марта 2021

Заголовок в газете: Северно-Суэцкий морской путь

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру