Россиян предупредили о резком подорожании кофе

Эксперт рассказал, почему власти не могут обуздать розничные цены на продукты

Пока правительство говорит о снижении цен на ряд продуктов питания к концу лета, участники продовольственного рынка, наоборот, предупреждают о скором подорожании своей продукции. В зоне риска — хлеб, мясо, вино, кофе и яблоки. Мы выяснили, на сколько вырастут в цене популярные у россиян продукты уже в ближайшем будущем.

Эксперт рассказал, почему власти не могут обуздать розничные цены на продукты

Мясо бесценное

О подорожании мяса из-за динамики цен на импортируемые пищевые ингредиенты недавно заявила представитель Российского зернового союза Елена Тюрина. По ее словам, тут ситуация полностью зависит от курса валют и если с начала года птица и остальная мясная продукция уже подорожала на 20%, то в ближайшее время цены могут вырасти еще на 5-7%.

Комментирует Артем Деев, руководитель аналитического департамента AMarkets: «Для выращивания мяса (говядины, свинины, курицы), используется зерно и специальные кормовые добавки (премиксы). Зерно в этом году выросло в среднем на 30%, добавки — на 30-40%, ветеринарные препараты — на 50%. Доставка мяса также дорожает из-за роста стоимости топлива, содержание животных и птицы становится дороже, поскольку увеличиваются тарифы ЖКХ.

Для производства мяса курицы наши предприятия используют импортное инкубационное яйцо, а оно выросло в цене на 25%. Для производства молодняка животных из-за границы везут племенных взрослых коров и свиней. Так и получается, что причина увеличения стоимости мяса (как, впрочем, и других базовых продуктов) — это рост затрат производителей. Причем больше всего эти затраты увеличиваются, поскольку стоимость импортной продукции возросла, а заменить ее нечем».

Без хлеба и зрелищ

По мнению той же Елены Тюриной, цены на зерновую продукцию увеличатся, несмотря на то, что объективных предпосылок для этого нет. Хлеб, в частности, может подорожать на 5%. Причина - в росте себестоимости продукции.

Артем Деев: «Почему власти не ограничивают рост цен на хлеб (основной продукт в российской культуре потребления), почему картофель в этом году вырос на 100%, а морковь — на 150% — это вопросы риторические. Причины — те же: рост затрат, при которых производитель вынужден повышать цены. И это будет продолжаться, потому что реально изменить ситуацию может только использование отечественной продукции вместо импортной. Тогда и зависимости наших производителей от курса доллара или евро будет меньше.

Но это сложно себе представить в текущей ситуации. Кроме того, в результате глобальной инфляции и роста мировых цен, продукты питания будут дорожать во всем мире. Россиянам стоит готовиться к тому, что хлеб и другие товары до конца года могут вырасти еще более значительно, чем в первом полугодии».

Кофейный коллапс

Российские торговые сети получили предупреждение от поставщиков о резком росте цен на кофе в августе на 10-12%. Это связывают с проблемами урожая кофейных зерен в Бразилии. Долгосрочная блокировка Суэцкого канала, которая произошла в марте, также поставила под ударом рынок растворимого кофе, так как большие объемы зерен шли из Индии, Вьетнама именно через этот канал.

Комментирует Татьяна Кузнецова, исполнительный директор сети кофеен: «У большинства крупных игроков на рынке действуют зафиксированные долгосрочные контракты на поставку зерна, которые позволяют закупать сырье по прежней стоимости. Делается все возможное, чтобы как можно дольше сохранить цены для партнеров неизменными. Но если биржевые цены останутся на текущем уровне, стоимость закупки зерна может вырасти на 40–50%, и это, безусловно, рано или поздно отразится на розничных ценах».

Российское вино сливается с рынка

Положения нового Закона о виноградарстве и виноделии могут привести к проблемам на этом рынке. Отраслевые объединения российских виноделов уже обратились к премьер-министру России Михаилу Мишустину с письмом, в котором предлагают ввести мораторий или переходный период на действие документа, установившего новые требования к винодельческой продукции — например, обязательную замену наименования напитков.

Так, законом больше не предусмотрены такие позиции, как вино столовое, ликерное, винный напиток. Впредь напитки должны классифицироваться как «вино ординарное» и «виноградосодержащий напиток». Производители предупредили о росте цен: в 2021-2022 годах в опте напитки российского производства подорожают на 15-20%. За оптовыми ценами, как известно, подтягивается розница.

Артем Деев: «Цены на отечественное вино, даже при высоких урожаях винограда, будут повышаться. В производстве вин используются разные добавки импортного происхождения, растет стоимость доставки (опять-таки из-за цен на бензин и дизель). Падение рубля привело к росту закупочных цен. Новый Закон о вине также негативно отразится на стоимости продукта на магазинной полке».

Попали в яблочко

Подорожать могут и яблоки. Российские садоводы, опасающиеся банкротства своих предприятий из-за пресловутого роста издержек, попросили премьер-министра Михаила Мишустина ввести квоты на импорт яблок с сентября по апрель.

Артем Деев: «Яблоки — это тот вид продукции, которой в стране производится достаточно, но при этом большие объемы не попадают на прилавки (продукция гниет в садах и хозяйствах, так как не всегда имеет спрос). Импортные яблоки при этом в Россию ввозят многие страны — начиная от Турции и Испании, заканчивая Белоруссией и другими странами СНГ. В результате такого перекоса, рост стоимости яблок в ближайшей перспективе может составить 10-20%».

Как же защитить население от нескончаемого подорожания всей еды? По словам шеф-аналитика TeleTrade Петра Пушкарёва, для этого от властей требуется обеспечить три меры: максимальное насыщение рынка, субсидии на компенсацию долговой нагрузки производителям и продуктовые сертификаты самым малообеспеченным семьям — для начала хотя бы тем, у кого среднедушевой доход на всех членов семьи, включая детей, составляет менее 1,5 МРОТ.

«Цены на весь ассортимент ежедневной еды, на каждую марку йогурта, печенья или на каждый сорт хлеба, всё равно отрегулировать нереально, поэтому компенсировать растущую инфляции дотациями людям с явно недостаточными для жизни доходами — более верный способ, чем кошмарить производителей заморозкой цен при отсутствии шансов на рентабельность их бизнеса», — сказал аналитик.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру