«Черная пятница» распродаж стала поводом для грабежа россиян

Как не стать жертвой мошенников

В преддверии «черной пятницы» и сезона распродаж на российских торговых онлайн-площадках активизировались мошенники. Чтобы их выловить и обезвредить, защитниками прав потребителей создаются специальные сайты. Там люди честно рассказывают о том, как их «обули» в киберпространстве. И таких горьких исповедей не единицы и даже не сотни — тысячи.

Как не стать жертвой мошенников

Такого рода интернет-платформы выполняют роль некоего, в хорошем смысле, пугала для всех, кто еще не полез в мышеловку за бесплатным сыром. Сейчас, накануне «черной пятницы» и акционного предпраздничного периода, число таких людей растет как снежный ком. Едва ли подобные сервисы защитников прав потребителей способны побороть киберпреступность. «Черная пятница» — лишь малая часть, один из отголосков проблемы.

Впрочем, поскольку это самая грандиозная товарная акция года, аферы совершаются с соответствующим ей размахом и изощренностью. Можно не знать всех нюансов, но надо помнить одну вещь: шопинг на «черную пятницу» — это личный выбор, персональная зона ответственности каждого участника. Это тонкий лед, на который вы вступаете в одиночку, на свой страх и риск, без какой-либо страховки и подсказок со стороны.

Какой бы смысл ни придавался термину «черная пятница», экономическая суть этого мероприятия не меняется уже более ста лет (в США оно стало проводиться еще в XIX веке): поддержка торговцев, которым в дни распродаж предоставляется возможность реализовать нераспроданные товарные запасы.

В России первая подобная акция прошла в 2013 году и обрела свою специфику, почти по Чаадаеву с его «Философическими письмами». Если присмотреться, в этой области мы не позаимствовали у Америки и Европы почти ничего полезного. На Западе в «черную пятницу» можно купить, например, одежду, обувь, парфюмерию и косметику, бытовую технику со скидкой 50–80%. У нас же увидеть на распродаже пятидесятипроцентный дисконт от рыночной цены — большая редкость, чаще скидки ограничиваются 25–30%, а бывает, что и 10–15%. Это если говорить о реальных, а не о псевдоскидках. «Псевдо» могут поставить любую цифру — все равно массовый потребитель вряд ли будет сличать цены и высчитывать проценты.

Но еще печальнее то, что в России масштабные онлайн-акции, проводимые в эти дни, экстремально опасны для потребителей. Как только злоумышленники не изощряются, спекулируя на стремлении людей сэкономить и выгадать: создают десятки сайтов-клонов популярной площадки AliExpress и других международных торговых брендов, предлагают поддельные и контрафактные товары со скидкой до 80%, крадут учетные данные и финансовую информацию в момент их ввода на фишинговых (буквально — «рыбалка») сайтах, присылают по СМС и по электронной почте ссылки на ложные интернет-магазины, якобы для предзаказа товаров по сниженным ценам...

В последнее время появилась еще одна уловка — c «выигрышной лотереей»: человек натыкается на фишинговый сайт (подделывающий известный бренд), на котором объявлен призовой розыгрыш в связи с «черной пятницей». Он участвует, конечно же, выигрывает (например, смартфон), но, чтобы получить приз, нужно разослать ссылку по списку своих контактов. В таких случаях атака мошенников распространяется с геометрической прогрессией: люди привыкли доверять своим друзьям и знакомым.  

Словом, повсюду расставлены виртуально-психологические ловушки, силки, сети, капканы. При этом их создатели порой даже не камуфлируются должным образом: фейковые сайты запрашивают ненужную информацию, в описаниях товаров и акций встречаются орфографические и пунктуационные ошибки. Цель одна — заманить потерявшего бдительность покупателя в «магазин» и кинуть на деньги.  

«Черная пятница» — лишь одна из форм вечной игры обобщенного продавца с обобщенным покупателем: в ней первый заведомо сильнее второго благодаря знанию наших с вами слабостей и психологических нюансов, а также умению этим пользоваться. И отличить добропорядочного торговца от откровенного мошенника порой невероятно сложно.

Универсальный совет — не теряйте голову: сверхвыгодная цена должна насторожить, а не воодушевить на покупку. Не стоит переходить по подозрительным ссылкам, правильно будет вручную зайти на необходимый сайт и проверить в поиске достоверность информации. Плюс Интернет позволяет не только сравнить цены во многих магазинах, но и увидеть динамику: сколько вещь стоила неделю или месяц назад. Не нужно действовать импульсивно, поддаваться на сообщения типа «только один день, только три часа, только в пятницу, только 100 экземпляров». В противном случае «черная пятница» обернется по-настоящему черным днем календаря.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28674 от 26 ноября 2021

Заголовок в газете: Черный день календаря

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру