«Из-за дефолта у России могут забрать замороженные золотовалютные резервы»

Запад отказывается принимать рубли

«Дефолт» — сейчас это слово по звучанию все явственнее напоминает нарастающий свист тяжелого снаряда. Международное рейтинговое агентство Fitch предупредило: если Россия расплатится в рублях по долларовым евробондам, подлежащим погашению 16 марта, это по его критериям будет классифицировано как суверенный дефолт. Что это может на практике означать для России, пояснили экономисты.

Запад отказывается принимать рубли

Как заявил глава Минфина Антон Силуанов, Москва выполнила обязательства по госдолгу, проведя выплаты по евробондам: «Деньги у нас есть, платежку мы отдали, теперь мяч на стороне американских властей в первую очередь». По словам министра, США должны разъяснить порядок оплаты с валютных счетов РФ: «У России есть там необходимые деньги». Ранее Силуанов сообщил, что Москва подготовила платежное поручение для купонных выплат по суверенным еврооблигациям, которые приходятся на 16 марта. Если же зарубежные банки этот платеж осуществить не смогут из-за заморозки золотовалютных резервов, выплаты будут проведены в рублях.

В принципе, история с вероятным дефолтом России — тот самый случай, когда форма не просто доминирует над содержанием, но сводит его к нулю. Неискушенный обыватель может вообразить любой финансовый кошмар в результате объявления дефолта, но так ли все страшно?

В самом общем смысле дефолт (англ. default) означает банкротство. Однако в финансовом мире у этого термина более узкая дефиниция — отказ государства от своих долгов. Причем надо четко различать два вида дефолта - «суверенный» и «технический». Первый означает банкротство страны, которое ведет к упадку всех отраслей экономики и принципиальной невозможности выплат по внешним и внутренним долговым обязательствам. Во втором случае государство остается платежеспособным, но по каким-то причинам допускает просрочку платежа.

«Это общемировая практика: страна, которая выпускает облигации, не может в одностороннем порядке пересмотреть параметры выплат, - поясняет руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. - Сейчас должен пройти платеж по долларовым облигациям на сумму $117,2 млн – именно в этой валюте, а не в рублях. Процедура выплат в российской национальной валюте не предусмотрена эмиссионной документацией.

Поэтому, даже если выплаты будут произведены в полном объеме, но в рублях по курсу ЦБ, это может быть признано техническим дефолтом по истечении 30-дневного льготного периода, то есть 15 апреля. После чего начнется эффект домино: дефолт будет признан по другим выпускам российских облигаций».

Для России это событие носит скорее имиджевый характер, чем наносит прямой экономический ущерб. Прежде всего усилятся сложности с привлечением капиталов и получением международных кредитов (понятно, после снятия санкций), это увеличит страховые риски для западного бизнеса. При этом всем игрокам финансового рынка ясно, что страна не сама допустила дефолт, ее загнали в эту ловушку, заблокировав золотовалютные резервы. По словам Деева, сейчас нет условий для суверенного дефолта РФ: государство способно расплатиться по долгам, просто его ресурсы арестованы, хотелось бы верить, временно.

«Кредитные рейтинги России у мировых рейтинговых агентств и так на «мусорном» уровне, поэтому собственные выводы Fitch здесь не очень важны, - говорит финансовый аналитик Анна Бодрова. - Гораздо более значима информация о том, примет ли Запад российское предложение о погашении купона по евробондам в рублях. Дефолт объявляется, если государство не может или не хочет выполнять свои обязательства — но Москва делает все, чтобы осуществить платеж. Сейчас мяч на стороне США и Евросоюза. В случае отказа будет объявлен технический дефолт, и у России будет 30 дней на поиск вариантов. Фактически, ничем особо негативным это не обернется: все самое плохое для рейтингов и финансовых оценок уже произошло».

По словам Бодровой, наибольший ущерб понесут инвесторы, причем не только иностранные, но и собственные, которые покупали евробонды через счета в зарубежных банках.

«Помимо 15 апреля, есть и более ранняя дата возможного суверенного дефолта РФ, которую мы упускаем: это 1 апреля, - отмечает старший аналитик компании Esperio Александр Быков. - Дело в том, что выплаты купонов по другому выпуску российских государственных облигаций, произведенных 2 марта, получили только резиденты. А иностранные инвесторы свою долю получить не смогли — из-за запрета Центробанка».

Что касается вероятных последствий суверенного дефолта, то просчитывать их можно лишь на один-два хода вперед, поскольку достаточной правоприменительной практики в таком вопросе нет. У нас есть две даты — 1 апреля и 15 апреля, в случае если ЦБ позволит выплатам по гособлигациям от 2 марта дойти до нерезидентов, останется только потенциальный дедлайн 15 апреля.

Если к этому дню выплаты купонов в иностранной валюте не будут произведены, то нерезиденты, на чью долю приходится около $20 млрд государственных еврооблигаций (около 51%), почти наверняка потребуют от Минфина РФ погасить все бумаги единовременно (кросс-дефолт). Если этого сделано не будет, то они могут обратиться в суды для признания дефолта правительства РФ и получения права взыскания задолженности из заблокированных активов за рубежом.

«Что конкретно будут забирать у России — «замороженные» золотовалютные резервы или иное имущество и как ответит наша страна, абсолютно не понятно, как и то, к каким последствиям это приведет. Все это будет предметом политического торга, вызванного нестандартной геополитической ситуацией, а не реализацией стандартных процедур», - резюмирует Быков.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28744 от 17 марта 2022

Заголовок в газете: Дефолт подкрался незаметно

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру