Раскрыт секрет российской сахарной аномалии

Выбираем между ростом цен и пустыми полками

Сколько не говори слово «сахар», а во рту слаще не станет. Особенно сейчас, когда с ним такая катавасия. То он есть в продаже, то его нет. То по 55 рублей за килограмм, то по 150 и даже выше...На волне потребительского ажиотажа крупные торговые сети даже обязались ограничить свою наценку на этот продукт в пределах 5%. Впрочем, как обещали, так и открестились.

Выбираем между ростом цен и пустыми полками

Три крупные торговые сети объявили об отказе от принятых ранее на себя добровольных ограничений по наценке на этот продукт. О чем поспешили уведомить Федеральную антимонопольную службу. Как нам удалось выяснить, сахар уже по новым ценам в них будет с момента уведомления ФАС, то есть, уже продается.

Из разъяснений Ассоциации розничной торговли становится понятна причина. Дескать, ритейлеры столкнулись с повышенным спросом на сахар-песок, что привело к его ускоренному вымыванию с торговых полок . А уже дальше — к перенастройке всей системы доставки. Вот почему сахар выходит в свободное коммерческое плавание — пока еще в трех отдельно взятых торговых сетях.

С чего бы это? На западные санкции вроде не свалишь. Собственным сахаром россияне обеспечены на 100 процентов, мы ни грамма не завозим по импорту. И сахара на складах полно — только в станице Ленинградская Краснодарского края его больше миллиона тонн. А если и есть перебои с доставкой, то, как совершенно справедливо замечают в Ассоциации, из-за транспорта: не успевают подвозить.

А еще, по мнению чиновников, мешают спекулянты всех мастей, которые создают искусственный дефицит, чтобы больше взвинтить цены.

Насколько убедительны эти доводы? Разбираем по-порядку. Сбои в подвозе продукта. Раньше их почему-то не возникало. Что изменилось? Да, на фоне нынешних событий фуры, груженые всякой всячиной, по нескольку дней стоят на пограничных и таможенных переходах — переезжая из одной страны в другую. Но какие погранзаставы проходят машины с сахаром, курсирующие между складом и супермаркетом? Никаких!

Остается искусственный дефицит, создаваемый самими предпринимателями? Ведь сахар и сегодня найти трудно, и стоит он по-разному, где-то и по 150 рублей за килограмм.

- Никто искусственный дефицит не создает, - убеждает нас Андрей Карпов, председатель правления российской ассоциации экспертов рынка ритейла. - Государство само понимает, что глупо держать цены в пределах 50 рублей за килограмм песка, когда рядом его продают по 100 рублей и выше. Думаю, сейчас цена сбалансируется в районе 80 рублей и ажиотаж  спадет сам собой, товар постоянно будет в продаже.

На вопрос о том, последуют ли за этими тремя торговыми сетями другие, выйдут ли они из «добровольного» соглашения, Карпов ответил, что этого ожидать не следует. «Никто не хочет, чтобы на предприятия приходили государственные комиссии, которым каждый раз нужно объяснять порядок ценообразования. В любом случае цены на продукты первой необходимости стараются держать на низком уровне».

А вот глава Союза потребителей России Петр Шелищ считает, что насаждение якобы добровольных соглашения об ограничении наценок или о заморозке цен в отношении сахара — абсолютно бессмысленно, это против всех базовых рыночных принципов. Цена товара — главный регулятор. Если заставить держать цену, которая нравится власти, то завтра не будет товара. Зачем кому-то производить продукцию, если он не имеет с нее определенной прибыли на развитие? В стране уже закрылись несколько сахарных заводов.

Сейчас мы выбираем между ростом цен и пустыми полками. И в этом, наверное, главный секрет нынешней сахарной аномалии.

Сюжет:

Новости СВО

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28754 от 31 марта 2022

Заголовок в газете: Пустыня сахара

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру