С 1 января 2026 года в России повышается ставка налога на добавленную стоимость (НДС), что напрямую отразится на регулируемых тарифах, включая электроэнергию. Федеральная антимонопольная служба (ФНС) уже провела пересчет, и новогодний рост станет первой, но не главной прибавкой в расходах на коммунальные услуги в предстоящем году. Более существенное повышение запланировано на осень, в рамках ежегодной индексации, которая в 2026 году смещена на октябрь. Эти изменения затронут каждого потребителя, но нагрузка окажется неравномерной из-за сохраняющейся огромной региональной разницы в базовых тарифах.
Повышение тарифов в наступающем году будет поэтапным. Первый шаг, с 1 января, — это техническая корректировка, обусловленная исключительно ростом ставки НДС с 20 до 22%. Как подчеркивают в ФАС, это не пересмотр экономически обоснованных затрат энергокомпаний, а следствие изменений в Налоговом кодексе. В среднем по стране данный шаг добавит к счетам за электроэнергию около 1,6-1,7%.
Второй и основной этап ждет россиян с 1 октября 2026 года. Это и будет ежегодная плановая индексация тарифов на коммунальные услуги для населения, которая в предыдущие годы обычно происходила летом. Ориентиром для этого повышения служит прогнозируемый уровень инфляции. Согласно предварительным расчетам, рост в октябре может составить около 9,6%, что в совокупности с январской корректировкой даст общее подорожание электроэнергии за год примерно на 11,3%. Таким образом, для конечного потребителя именно осеннее повышение окажется наиболее ощутимым.
Одной из самых острых тем остается гигантский разброс в стоимости электроэнергии для населения в разных регионах России. К концу 2026 года этот разрыв не сократится, а, возможно, даже увеличится. В Иркутской области, где расположены мощные гидроэлектростанции, тариф останется самым низким в стране, около 2 рублей за киловатт-час. На другом полюсе окажется Чукотский автономный округ, где киловатт-час будет стоить более 12 рублей. В числе лидеров по дороговизне также Якутия и Магаданская область. В крупнейших городах — Москве и Санкт-Петербурге — тарифы приблизятся к 9 и 8 рублям соответственно.
Член совета по ЖКХ при профильном комитете Госдумы Павел Склянчук объясняет такие контрасты комплексом исторических и экономических причин. По его словам, стоимость зависит от субъекта к субъекту, определяясь способом генерации — где-то используются мощные ГЭС, где-то комбинированная выработка на ТЭЦ, а в некоторых регионах делается ставка на альтернативные источники. «У нас система электроэнергетики проходила несколько этапов своего становления. Сперва это была централизация в систему РАО ЕЭС, затем, соответственно, появились «Россети». И сейчас есть такие региональные «кусты», которые гарантированно обеспечивают поставки электроэнергии в отдаленные участки нашей страны», — отмечает эксперт. Именно затраты на обеспечение надежного энергоснабжения удаленных и труднодоступных территорий, логистика и местная генерация формируют рекордно высокие тарифы.
Особняком стоят новые регионы. В Донецкой и Луганской Народных Республиках, а также в Запорожской и Херсонской областях действуют сравнительно низкие тарифы. Однако, как отмечают аналитики, это временная мера. Уже с 1 октября 2026 года для ДНР и ЛНР запланирован значительный рост — на 50%, что является частью политики постепенного выравнивания тарифов с общероссийскими.
Процесс тарифообразования для рядового потребителя часто выглядит как «черный ящик». Павел Склянчук называет эту сферу довольно сложной и непонятной для обычных людей. ФАС действительно устанавливает лишь предельные минимальный и максимальный уровни тарифов — так называемый «коридор». Окончательное решение в рамках этого коридора принимают региональные власти по представлению местных энергетических комиссий. На практике разница между минимумом и максимумом часто составляет копейки, поэтому итоговый тариф для населения обычно равен утвержденному ФАС предельному максимуму.
Как же потребителю убедиться в обоснованности цифры в платежке? Во-первых, окончательный тариф должен быть официально опубликован на сайте региональной энергетической комиссии или администрации субъекта РФ. Во-вторых, при возникновении сомнений можно обратиться с запросом в территориальное управление ФАС, которое осуществляет контроль за соблюдением законодательства в сфере тарифообразования. В-третьих, если есть подозрения в необоснованном завышении, жалобу можно направить в прокуратуру. Генеральная прокуратура неоднократно сообщала о случаях, когда в тарифы необоснованно включались посторонние расходы энергокомпаний, и добивалась отмены таких решений.
Эксперт также высказался за усиление прозрачности этой системы. «Я бы законодательно запретил переход членов региональных энергетических комиссий на работу в поднадзорные и подконтрольные организации… Я бы вообще подумал над тем, чтобы вести трансляцию в интернете этих заседаний, как транслируются заседания региональных правительств… Вот это тоже представляет общественную важность», — подчеркнул Склянчук.
Повышение тарифов на электроэнергию — это не только вопрос коммунальных платежей. Как отмечает Павел Склянчук, рост стоимости ресурсов для бизнеса и промышленности неизбежно запускает цепную реакцию. «Для них как бы будет увеличен тариф, а они, соответственно, в свою очередь, это переложат в стоимость своих товаров… Поэтому, конечно, здесь есть круговорот роста… или цепочка, некий эффект домино, когда повышение в стоимости коммунальных услуг или ресурсов естественных монополий провоцирует вот как бы такую волну по всем отраслям экономики», — пояснил эксперт.
Для конечного потребителя это означает, что подорожание электроэнергии может косвенно отразиться на ценах в магазинах и на услугах. Чтобы смягчить нагрузку на семьи с низкими доходами, в России действует механизм предоставления субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг. Право на нее имеют домохозяйства, чьи расходы на ЖКУ превышают установленный в регионе процент от совокупного дохода семьи (как правило, 22%). В свете предстоящего роста тарифов актуальность такой поддержки будет возрастать.