ФАС снизила торговые наценки почти в 5 раз: почему цены на продукты все равно растут

Аналитик Корбут рассказал о главной причине роста цен на продукты

По сообщению Федеральной антимонопольной службы (ФАС), наценки на социально значимые продукты за последние 5 лет снизились чуть ли не пятикратно: с 22,5% до 4,7%. Такую красноречивую динамику антимонопольщики объясняют результатами работы с крупными участниками рынка. Что сыграло свою роль в необоснованном завышении цен в период ажиотажного спроса на продукты. Однако почему-то продукты от этого дешевле не становятся. А некоторые дорожают еще сильнее прежнего...

Аналитик Корбут рассказал о главной причине роста цен на продукты

тестовый баннер под заглавное изображение

ФАС утверждает, что не пропал ее скорбный труд по борьбе с высокими торговыми наценками. Вспомним, как это было пять лет назад: после того как торговые сети ловили с поличным при необоснованном росте цен, они добровольно принимали на себя обязательства «так больше не делать». И обещали, что выше 5% накидку устанавливать не будут.

Так было в течение пяти лет: трехсторонние комиссии (производители-торговые сети-органы власти), добровольные обязательства - и вот он красноречивый результат. Торговые наценки на самые востребованные продукты (хлеб, «молочка», борщевой набор, сахар и пр.) снизились почти в 5 раз. Если в 2021 году их среднее значение составляло 22,2%, то уже в конце 2025-го - 4,7%.

Разве не прогресс в борьбе с ростом потребительских цен?

Но вот что вызывает сомнение: люди почему-то не видят снижения цен на продукты. Они как дорожали и 5 лет назад, и год назад, так себе и продолжают дорожать. Если ФАС определилась со своей позицией по снижению цен, то стороны процесса – нет. Производители утверждают, что в магазине их картошка в три раза дороже, чем они отпускают «с поля». И на место картошки можно поставить любой другой социально значимый продукт.

Но так говорят и ответственные чиновники, и депутаты Госдумы, усматривающие в каждом скачке цен их «необоснованное повышение». Даже в последние 2-3 месяца сколько было инициатив, призывающих поставить реализацию социально значимых продуктов под тотальный контроль!

Заметим ли мы когда-нибудь снижение цен и по каким причинам это произойдет?

Заместитель исполнительного директора Российской ассоциации экспертов рынка ретейла Шамиль Магомедов сообщил нам, что наценка на социально значимые продукты до 5% - это уже устоявшаяся практика.

- На такие продукты пристальное внимание обращают все контролирующие органы, - сказал он. - Это и ФАС, и Минпромторг, и другие властные структуры… Чтобы малоимущие граждане имели доступ к ходовым продуктам, ретейл держит цены на минимальном уровне. Но в определенной степени завышает стоимость товаров, которые не попадают в эту категорию. Нужно учесть, что цены растут не только на торговой полке. У производителей и поставщиков тоже увеличиваются расходы на производство. Все это влияет на конечную стоимость товара.

- Боитесь штрафных санкций?

- Боимся, хотя кроме них торговые сети могут ждать и другие неприятности. Но здесь главное – коммерческий момент. Торговые сети конкурируют друг с другом -  прежде всего по социально значимым продуктам. Так что мониторим цены у соседей. Зачем нам терять своих покупателей?

- Перед Новым годом цены традиционно растут. Что нам ждать до 31 декабря?

- Полагаю, что по большинству товаров цены уже сформировались и вряд ли они будут меняться. Скорее всего, некоторое подорожание будет в сегменте овощи-фрукты, здесь есть проблемы в доставке и логистике.

Аграрный аналитик Александр Корбут считает, что рядовой покупатель вряд ли в состоянии оценить динамику снижения торговой наценки на протяжении 5 лет.

- В любом случае, - говорит он, - мы узнали, что в 2021 году она была 22%, потому что торговля всегда заявляла, что наценка у нее не более 10%.

- Что повлияло на снижение этого показателя?

- Два фактора. Надо признать, что на торговые сети существенное, даже мощное давление оказывают административные органы. Это факт, торговля уходит из высокой зоны наценок на ограниченный круг товаров. Взять те же столовые яйца. Категория С2 – социально значимая, стоимость от 50 рублей за десяток, .на нее набрасывают, наверное, эти самые 4,7%. Но по другим категориям прибавка весьма существенная, около 140 рублей за 10 штук.

И второй момент – потребительский спрос населения снижается, люди уходят в более дешевые продукты. Это и стимулирует уменьшение торговой наценки. Сети живут от торгового оборота, им выгоднее продать больше, хотя и по сниженной цене. Только таким образом можно увеличить свою валовую прибыль.

- Так есть ли шанс на снижение цен на продукты?

- Цены росли и будут расти, это объективный процесс. Что у нас в стране подешевело? Коммунальные услуги? Нет. А они входят в себестоимость производства. Доставка? Тоже нет, хотя и она включается в конечную стоимость товара. С будущего года на 2% увеличится НДС. На социально значимые продукты это увеличение не распространяется, там по-прежнему 10%. Однако у производителя товара и по всей цепочке налог будет 22%. Чтобы не росли цены, необходимо существенно повысить производство продуктов и увеличить конкуренцию. Тогда никакие административные меры не понадобятся.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29678 от 26 декабря 2025

Заголовок в газете: Наценки падают, цены растут

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру