На семейной ферме в Монтичелло (США) выращивают миллионы килограммов сацума (сорт мандаринов уншиу) в год. Но не все из них попадают на прилавки магазинов. Владелец фермы Ким Джонс рассказывает, что крупные, немного деформированные плоды, которые он называет «несовершенными», не хотят покупать супермаркеты.
Дело в том, что для крупных супермаркетов, требующих однородности и идеального внешнего вида, такие фрукты — брак. Они сортируются в отдельные контейнеры, и у Джонса есть всего несколько недель, чтобы найти им применение, иначе они отправятся в мусор. Эти ящики — лишь крошечная часть огромной проблемы: по данным некоммерческой организации, американские продуктовые магазины ежегодно выбрасывают более 9 миллиардов килограммов продуктов именно из-за их неидеальной формы или размера. В денежном выражении, по оценкам, это превышает 17 миллиардов долларов. Эта ситуация особенно парадоксальна на фоне резкого роста цен на продукты и сохраняющейся проблемы отсутствия доступа к здоровой пище для миллионов американцев.
Семь лет назад предприниматель Абхи Рамеш обратил внимание на эту системную проблему.
«Вся продуктовая экосистема построена на том, чтобы продукты на полке были идеально однородными, — поясняет он. — Но эти выброшенные фрукты представляют собой хорошую возможность».
В 2018 году бизнесмен запустил онлайн-супермаркет, бизнес-модель которого построена на спасении «некондиционных» продуктов. Компания закупает у фермеров, подобных Джонсу, те самые плоды неправильной формы, которые отвергли крупные сети, и упаковывает их на четырёх складах по всей стране для отправки покупателям. Хотя стартап пока не вышел на прибыль, он уже заявил о спасении огромного количества продуктов от уничтожения.
«Когда люди думают о пищевых отходах, они представляют гниющую на свалке еду, — рассказывает Рамеш. — Но часто речь о яблоке неправильной формы. В то же время миллионы людей по всей стране не имеют доступа к здоровой и недорогой пище».
Для покупателей, таких как Джоджо Ченг, которая делает заказы в онлайн-супермаркете около четырёх лет, это не только способ сэкономить, но и возможность внести вклад в решение проблемы.
«Я обнаружила, что в тут на товары обычно скидка 15–20 процентов по сравнению с обычным магазином, — объясняет Ченг. — И можно купить товары, которые не увидишь в местном супермаркете».
Теперь она предпочитает покупать большую часть продуктов именно так, отмечая, что это помогает сократить отходы и поддержать фермеров. Для Кима Джонса любая инициатива, которая мешает хорошей еде оказаться на свалке, — большой плюс.