Опасность или возможность?

Эксперты считают: “Россияне по-прежнему страхуют не курицу, а яйца”

За последние месяцы, что прошли в мире под знаком финансового кризиса, только ленивый не говорил о крахе финансовой системы, банкротстве банков и проблемах автоконцернов, девелоперов и страховщиков. О том, что переживают мировой и российский рынки страхования, а также о перспективах развития международных компаний и их российских “дочек” с “МК” поделился эксперт страхового рынка Александр Май.

— Вы третий год преподаете страхование студентам. Что сейчас им говорите?

— То же, что и раньше: страхование — уникальный бизнес. Только здесь клиент искренне радуется, что не довелось получить “прибыль”, если можно так назвать страховое возмещение. Ведь это значит, что с жизнью, здоровьем и имуществом его самого и его близких все хорошо.

— А на что надеются сами страховщики?

— Даже крупнейшие мировые игроки ощутили на себе дыхание кризиса. Но в то время как некоторые страховые гиганты подсчитывают убытки, другие признают, что темпы роста прибыли значительно снизились, однако все же сохранили положительную динамику. От чего это зависит? На мой взгляд, основная причина — это подход к инвестиционной политике. Например, очень консервативная политика нашей материнской компании не позволяет увлекаться высокорисковыми активами.

— Сейчас часто вспоминают, что китайский иероглиф, обозначающий слово “кризис”, имеет два значения: “опасность” и “возможность”.

— Это как нельзя лучше описывает ситуацию на мировом рынке страхования. Если вспомнить историю, то нечто подобное уже происходило в 1928—1929 годах. Многие страховщики ушли с арены, а некоторые, напротив, поднялись выше.

— Главным вопросом для потребителей становится надежность страховой компании.

— Согласен. Человек страхуется для того, чтобы в сложный для себя момент получить от страховщика помощь. А если нет уверенности в том, что возмещение будет получено, и все равно приходится рассчитывать только на свои силы, зачем тогда страховаться? Уже сейчас мы наблюдаем отток клиентов и сотрудников из ряда компаний менее надежных в более надежные.

— Что же ждет российских страховщиков в новом году?

— Первые 9 месяцев 2008 года принесли страховщикам огромные прибыли. Как дальше будет развиваться рынок, покажет время. Думаю, уже весной станет ясно, насколько успешны бизнес-модели, выбранные компаниями. Российский рынок однозначно ждет укрупнение и уход мелких игроков. Эту тенденцию кризис лишь усилил.

— Ваш прогноз: что будут сейчас страховать россияне в первую очередь?

— Кризис ударил не только по кошелькам, но и по умам и изменил отношение к долгосрочным накоплениям. На мой взгляд, это должно дать толчок к развитию страхования жизни. Чтобы избежать плачевных результатов, европейцы, имея курицу, несущую золотые яйца, страхуют прежде всего курицу. Россияне же по-прежнему страхуют яйца. То есть вместо того, чтобы застраховать жизнь главы семьи, приносящего в дом деньги, в России по-прежнему в основном страхуют машины. Вот недавний пример из моей практики: человек взял ипотеку, поехал в отпуск и, катаясь на мотоцикле, упал и повредил позвоночник. Диагноз — полная потеря трудоспособности. Долг лег бы на плечи семьи, и неизвестно, как пришлось бы его отдавать. А тут еще кризис, массовые сокращения… Но наш клиент оформил ипотечную страховку и получил почти 2 млн. долларов. Конечно, деньги не вернут здоровья. Но они избавят от больших проблем, которые могли бы возникнуть в такой и без того тяжелой ситуации. Думаю, потребуется еще какое-то время, чтобы убедить россиян в эффективности страхования как финансового инструмента и обезопасить себя и своих близких от тяжелых жизненных ситуаций. Но, надеюсь, это время уже не за горами.

Хотелось бы добавить. Уоррен Баффет, самый успешный в мире инвестор, сказал про кризис так: представьте себе океан, в котором купается много людей. Происходит резкий отлив, и тогда становится сразу видно, кто купался без трусов. Так что кризис лишь делает очевидным истинное положение вещей, обостряя существующие проблемы и давая новые возможности тем, кому удалось этих проблем избежать.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру