Мягкие диваны вынесли из магазинов

Российские мебельщики отказываются от импортных комплектующих

11.05.2009 в 16:54, просмотров: 1985
Первый квартал оказался провальным для российских мебельщиков. Производство упало на 19,5%. Сильнее всего от кризиса пострадали сегменты мягкой и офисной мебели.

Поначалу российский мебельный рынок оказался достаточно устойчивым к кризису. Итоги 2008 года для отрасли были положительными (рост на 15%, совокупный объем рынка впервые превысил $10 млрд.). Стабильными были и предновогодние продажи в конце 2008 года. Видимо, повлияло стремление потребителей вложить оставшиеся средства в реальные товары. В ситуации, когда на покупку квартиры или автомобиля денег уже не хватает, мебель (особенно импортная, элитная) стала защитным активом.  

Однако благоприятный период быстро закончился. И в I квартале 2009 года кризис нанес по российскому рынку мебели мощный удар. Так, по данным Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающий промышленности РФ: “Индекс производства мебели за I квартал 2009 года к соответствующему периоду 2008 года составил 80,5%”. То есть производство мебели в России сократилось на 19,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Или на 27% по сравнению с максимумом 2008 года (неофициальная статистика).  

Дальше будет еще хуже. По крайней мере так считает Минэкономразвития, которое 27 апреля опубликовало “Мониторинг о текущей ситуации в экономике РФ по итогам I квартала 2009 года”. В документе, в частности, говорится: “Индекс производства по обработке древесины и производству изделий из дерева в I квартале 2009 года составил 70,8% к соответствующему периоду 2008 года. Вследствие изменения ситуации на внешних рынках (в том числе насыщение рынка, снижение спроса и цен на продукцию деревообработки) на ряде предприятий остановлены производство и отгрузка продукции, что повлекло значительное снижение объемов производства. Так, снизилось производство древесноволокнистых плит твердых (на 43%), фанеры (на 39,5%), древесностружечных плит (на 28,7%)”.  

Понятно, что при снижении производства сырья и комплектующих выпуск мебели также будет падать. И импорт это падение заместить не сможет, поскольку объем импорта также снижается. Согласно оценке Банка России: “Импорт товаров в I квартале 2009 года уменьшился по сравнению с I кварталом прошлого года на 36,2%. В марте 2009 года импорт снизился на 37,4% к уровню марта прошлого года, но увеличился по сравнению с февралем 2009 года на 8,9%”.  

Кроме того, после девальвации рубля в конце 2008 года сложно было бы ожидать повышенного спроса на импортную мебель, которая в одночасье стала запредельно дорогой. Наоборот, в объеме продаж растет доля российской и белорусской мебели. Эта тенденция особо актуальна для среднего и высшего ценовых сегментов. В этом смысле девальвация рубля была на руку мебельщикам.  

С другой стороны, многие отечественные производители мебели используют импортное сырье — плиты, фурнитуру, ткани. Рост цен на импортные материалы увеличивает себестоимость производства. Российские мебельщики сейчас всеми силами пытаются отказаться от импортных комплектующих.    

В условиях кризиса возросла чувствительность покупателей к цене. Это заметно во всех секторах рынка, но наиболее ярко проявляется в сегментах мягкой и офисной мебели. Они наиболее пострадали от негативных процессов. В мягкой мебели традиционно высока доля импортных комплектующих. Производителям офисной мебели просто сложно найти сбыт: новые офисы не открываются, а хозяева старых сейчас скорее предпочтут расплатиться с кредиторами. Даже если ради этого им придется сидеть за обшарпанным столом. В результате объем российского рынка офисной мебели в I квартале сократился рекордно — с $1 млрд до $700 млн.  

В дальнейшем в этом и других секторах рынка неизбежна консолидация. Потому что в условиях столь резкого спада крупные производители начинают демпинговать и увеличивать расходы на рекламу. Крупные города заставлены билбордами, сообщающими о продаже мебели по сниженным ценам. Как отметили эксперты аналитического центра компании News Outdoor: “Единственной товарной категорией в бюджетах рекламодателей, которая показала положительную динамику в I квартале 2009 года в наружной рекламе, стала реклама мебели. По сравнению с аналогичными показателями предыдущего года “мебель” выросла на 8,5%, при этом почти вдвое увеличив долю в общем медиабюджете — с 3,6 до 6,3%”.  

Однако позволить себе демпинговать вплоть до себестоимости и ниже и одновременно проводить масштабную рекламную кампанию может только крупный производитель. У мелкого просто не хватит ресурсов. Разве что он снизит качество продукции. Однако, по данным маркетинговых исследований, со снижением качества ради уменьшения цен российские потребители мебели пока мириться не намерены. Так что мелкий производитель ничего не выиграет.  

Российский рынок мебели в 2005—2008 годах характеризовался экспертами как “мелкодисперсный”. То есть было много независимых производителей, выпускавших мебель сравнительно мелкими партиями и заполнявших рынок этим разнообразием. Ощущалась сильная конкуренция со стороны белорусских производителей, которые демпинговали всегда. После кризиса лицо рынка должно измениться. Видимо, останется не более двух десятков крупных компаний. Сократится доля импорта, в том числе и белорусского. Возможно также создание в России так называемых мебельных кластеров — то есть мест, где мебелью занимаются специализированно. Именно такая модель рынка реализована в Италии, и кризису она противостоит неплохо.