Медведев сообщил еще одну цифру: в 2009-м еще 67,1 млрд. рублей было израсходовано на содержание этих самых федеральных дорог. “И чем больше мы будем строить, тем выше будут общие затраты на последующее содержание. В этой связи важнейшая задача — снизить стоимость строительства и удельные расходы по дальнейшей эксплуатации объектов инфраструктуры”, — сказал глава государства, правда, тут же был вынужден признать, что “это проще сказать, чем сделать”. Но это не развеяло тучи над сидящими за столом совещания министрами (Кудрин, Набиуллина, Басаргин и многие другие).
Президент напомнил, что тема транспорта поднималась в ноябре прошлого года на заседании президиума Госсовета: “По его итогам мною был дан ряд поручений». Правительство должно было предоставить предложения “по организации устойчивого финансового обеспечения дорог за счет целевых источников”. То есть не бюджетных. Минтранс, кстати, нашел, откуда взять денег: плата за проезд с грузовых автомобилей массой более 12 тонн, НДС от реализации ввезенных в Россию авто, таможенные пошлины на ввоз транспортных средств и шин, а также средства от использования полос отвода и придорожных полос. Но не срослось. “Позиция правительства по этому вопросу не выработана, а срок исполнения поручения продлен до 30 июня”, — констатировал Медведев. Плюс до 1 марта кабмин был должен усовершенствовать “практику применения концессионных соглашений” на дороги. Минтранс опять же написал законопроект по этому поводу. “Проект пока согласовывается с Минфином и Минэкономразвития. Позиция правительства не сформирована. Срок — 1 марта. Сегодня — апрель месяц”, — продолжил президент.
Кабмину досталось еще за “технологии строительства автодорог”, про которые говорилось в послании. И, видимо, впрок — за исполнение указа “о создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте”. Президент настоятельно попросил не задерживать с этим делом: “Это даже не просрочки, это безопасность. И делать все в соответствии со сроками”. До 31 марта 2011 года наиболее уязвимые объекты транспортной инфраструктуры должны быть оснащены специализированными техническими устройствами. До 1 января 2014-го года необходимо создать систему обеспечения безопасности населения на транспорте. Ответственным за исполнение назначен Минтранс. Однако он и раньше все готовил в срок, но правительству не удавалось все согласовывать вовремя.
Кстати, Игорь Левитин начал было докладывать президенту о достижениях госкомпании “Росавтодор”, но был прерван главой государства: “Игорь Евгеньевич, она вообще начала работать? А то я ее придумал, когда еще баллотировался в президенты”. “Так точно! — отчеканил Левитин. — Компания работает, принята ее программа. В мае мы передаем ей две автодороги: это М1 “Беларусь” (Москва—Минск, до Смоленска) и М4 “Дон” (Москва—Новороссийск). Все документы готовятся”. Хорошо, что здесь не требуется отдельного согласования с правительством.