В следующем году объем бюджетных инвестиций, которые власти собираются направить на развитие мегаполиса, составит 241 млрд. руб. Это всего на 40 млрд. больше, чем в текущем году, и в 2,5 раза меньше докризисных расчетов, согласно которым на АИП должно было быть потрачено более 600 млрд. руб. Очевидно, что в такой ситуации никакого особого “прорыва” в области строительства жилья, дорог, объектов социальной инфраструктуры, культуры и спорта москвичам ждать не приходится. Власти даже занизили собственные обещания по некоторым ключевым направлениям развития города. Например, в постановлении правительства Москвы №1029 от 29.09.2009 чиновники обещали возводить в мегаполисе не менее 650 тыс. кв. м социальных новостроек в год. А в проекте новой АИП эти показатели снижены до 600 тыс. кв. м. В целом на жилищное строительство в 2011 году горадминистрация планирует направить 47 млрд. руб., из них непосредственно на новостройки ввода 2011 г. — 36 млрд. руб. В большинстве округов по-прежнему будут строиться единичные объекты (по 3—4 дома на префектуру), а комплексная застройка продолжится лишь в ЮВАО на территории Люберецких полей аэрации.
Дорожная программа 2011 года сформирована в объеме 38 млрд. руб. (в 2010 г. изначально было 37 млрд. руб.). В плане мероприятий — дорожные участки, сооружение которых началось еще в 2007—2008 гг. Строители продолжат работы на Ленинградке в районе станции метро “Сокол” и канала им. Москвы, на Звенигородском шоссе, на Четвертом транспортном кольце, в районе ММДЦ “Москва-Сити” и на пересечении МКАД с магистралью Вешняки—Люберцы. Заметно вырастут ассигнования, выделяемые из бюджета на первый участок ЧТК (в 2010 г. изначально было выделено 1,7 млрд. руб., в 2011-м планируется 5,5 млрд.), на южный дублер Кутузовского проспекта (в 2010-м — 200 млн., в 2011-м — 2,3 млрд.), а также на сооружение автомагистрали между Сити и Звенигородским шоссе (2010 г. — 1,5 млрд., 2011-й — 4,6 млрд.). Вместе с тем этих денег не хватит на полное завершение начатых объектов, и проблема долгостроев в дорожном строительстве не потеряет своей актуальности. Также в 2011 году продолжатся работы по строительству участка Комсомольского проспекта в районе Люберецких полей, тоннеля и эстакады на привокзальной площади аэропорта “Внуково”, дублера Волоколамского шоссе в районе Павшинской поймы, дополнительного выезда из Куркина на МКАД, а также по формированию улично-дорожной сети в поселке Северный. 500 млн. руб. мэрия планирует выделить на обустройство смотровой площадки, подвешенной к арке Живописного моста. В ней чиновники собираются разместить “видовой” ресторан или студию городского телеканала.
На коммунальное строительство и благоустройство в 2011 году намечается направить 29,5 млрд. руб. Более трети выделяемых средств — 10 млрд. руб. — будет потрачено на сооружение инженерных сетей под будущими новостройками. Объем программы “Чистая вода Москвы”, в рамках которой город модернизирует свое водопроводное хозяйство, сформирован в объеме 8 млрд. руб. 2,5 млрд. уйдут на благоустройство и озеленение Украинского бульвара. Почти 1 млрд потратят на реабилитацию малых рек. Из “мелких”, но важных для мегаполиса трат стоит выделить установку туалетов (55 млн. руб.), обустройство тротуаров для инвалидов-колясочников и слепых (116 млн. руб.), ликвидацию подтопления улиц (650 млн. руб.), оснащение развязок автоматическими противогололедными системами (128 млн. руб.), строительство приютов для безнадзорных животных (150 млн. руб.).
Затраты АИП по направлению “образование” в следующем году вырастут до 29,2 млрд. руб. за счет увеличения программы по строительству детских дошкольных учреждений. Напомним, что с началом кризиса городские власти были вынуждены сократить объемы строительства детских садов до 25 в год, чем вызвали недовольство федерального центра. После встречи Юрия Лужкова с Владимиром Путиным мэрия пообещала уже в 2010 году ввести в строй 45 новых ДОУ, а с 2011 года вернуться на докризисные показатели, заселяя малышами не менее 100 садов ежегодно.
Очевидно, председатель Правительства РФ повлиял и на пункт столичной АИП, касающийся земельных аукционов. Напомним, что на днях г-н Путин в очередной раз потребовал от региональных властей срочно навести порядок в процедурах выделения земель под жилищное строительство. “Мы видим, что на местах начали вновь придерживать землю, затягивать проведение аукционных процедур. Я обращаюсь к региональным властям с прямым поручением навести здесь порядок. Вы должны максимально ускорить передачу земельных участков под застройку”, — заявил он, выступая на заседании президиума совета по приоритетным нацпроектам. Эти слова, судя по проекту АИП, произвели неизгладимое впечатление на власти города. В программе 2011 года доходы от проведения земельных аукционов запланированы на уровне 10 млрд. руб. (а в 2012-м — аж 25 (!) млрд. руб.). Впрочем, чтобы добиться таких показателей и выполнить заветы премьера, мэрии необходимо как минимум изменить подходы к формированию адресного перечня выставляемых участков и условий торгов. Практика земельных аукционов 2007—2009 гг. свидетельствует, что инвесторы не интересуются предложениями горадминистрации. Подавляющее большинство аукционов приходится отменять из-за отсутствия заявок, а реальные доходы, получаемые бюджетом, в несколько раз ниже планируемых загодя объемов.