Новички запутались в понятиях

Термин “субъект молодежного предпринимательства” хотят узаконить

В законодательстве РФ нет термина “субъект молодежного малого предпринимательства”. Это создает большие трудности как для самих начинающих предпринимателей, так и для органов исполнительной власти, заинтересованных в поддержке и развитии малого бизнеса в молодежной среде. Столичные чиновники решили обратиться к руководству страны с просьбой урегулировать досадную оплошность.
Термин “субъект молодежного предпринимательства” хотят узаконить

Кого в России нужно считать молодым предпринимателем, доподлинно неизвестно. Как выяснилось на недавнем заседании московского правительства, посвященного проблемам молодежного малого бизнеса, российская нормативно-правовая база хранит на этот счет полное молчание. Есть отдельные законы о малом бизнесе и о молодежи, но оба этих понятия нигде не смешиваются, хотя интерес к открытию собственного дела подрастающее поколение проявляет большой. Согласно опросам, 73% студентов старших курсов вузов не прочь заняться предпринимательской деятельностью. В Москве молодежным бизнесом считают компании, среди учредителей или в составе совета директоров которых есть люди в возрасте до 30 лет. Таких, по оценкам Департамента поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, в столице порядка 20%. Впрочем, поскольку отдельного реестра молодежных МП до сих пор не существует, привести конкретные цифры, не говоря уже о систематизации предпринимательских структур по видам деятельности, не представляется возможным.


Более-менее четко департамент может отчитаться лишь за те компании, в создании которых чиновники принимали непосредственное участие. По словам и.о. руководителя ведомства Александра Карпова, за три года существования городской программы поддержки начинающих бизнесменов было профинансировано 89 молодежных проектов на сумму 60,6 млн. руб. Из поддержанных проектов почти половина (44) организаций работают в сфере оказания бытовых, консультационных и иных услуг, 14 — в сфере производства, 23 — в области ИТ-услуг и 8 в транспортной отрасли. Всего на этих МП было создано 428 новых рабочих мест, которые обеспечили выпуск продукции на сумму 765,3 млн. руб. Вместе с тем финансовая отдача от этих проектов пока невелика. Затратив на поддержку молодежных предпринимательских структур свыше 60 млн. руб., бюджет в виде налогов получил 76,6 млн. руб., часть из которых ушла на федеральный уровень. Впрочем, чиновники не скрывают: создать МП, даже при поддержке горадминистрации, это только полдела, важно грамотно “раскрутить” бизнес, обеспечив начинающих предпринимателей первыми заказами. Гендиректор компании одной из медкомпаний Михаил Кметюк, выступая на заседании столичного правительства, посетовал, что первые заказы его предприятие смогло получить только после победы в городском конкурсе предпринимателей. “Но бюрократические проблемы, связанные как с получением субсидий, так и с использованием площадей, для нас по-прежнему актуальны”, — признал он. Отсутствие инвестиций сдерживает инновационную деятельность компании. Несмотря на наличие ряда перспективных разработок, компания вынуждена специализироваться на проведении банальных анализов крови. Статистика Департамента развития и поддержки малого и среднего предпринимательства по обеспечению молодежных МП госзаказами также не внушает оптимизма. В 2009 году 156 госзаказчиков обеспечили начинающих предпринимателей подрядами на общую сумму 10 млн. руб. “Необходимо разработать механизмы получения первого заказа малыми предприятиями. Например, путем организации спецторгов на госзаказ стоимостью до 1 млн. руб.”, — считает депутат Мосгордумы Кирилл Щитов.


Столичные власти уже пытались пойти по пути спецторгов, когда искали возможности обеспечения молодежного бизнеса недорогими помещениями, но получили замечание Федеральной антимонопольной службы. “С 2008 по начало 2010 года СГУП по продаже имущества разыграло на спецторгах для молодых предпринимателей 2,7 млн. кв. м площадей. Однако по предписанию ФАС эту практику пришлось остановить”, — заявил г-н Карпов. Логика антимонопольной службы понятна: раз в законодательстве нет понятия субъекта молодежного предпринимательства, то не может быть и дополнительных преференций.


После принятия в августе 2009 года 217-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности” проявилась надежда, что основные проблемы начинающих бизнесменов могут быть разрешены на базе вузов, тем более что подавляющее большинство из них — нынешние или вчерашние студенты.


Но, как это часто бывает, нормативный документ у федеральных законодателей получился нерабочим. Вузы хотят, но по-прежнему не могут предоставлять свои площади предприятиям без конкурса и на своих условиях. А те механизмы имущественной поддержки, что предлагает Минэкономразвития, не устраивают ни самих предпринимателей, ни руководство вузов. В частности, представитель Российского университета дружбы народов (РУДН), высказался категорически против прогрессивной шкалы арендных платежей, согласно которой в первый год работы компания должна платить за занимаемые помещения 40% рыночной ставки, во второй год — 60% и далее — 100%. “Ставка должна быть символической — 1 тыс. руб. за кв. м, а основные доходы вуз должен получать от деятельности предприятия”, — уверены специалисты. Не смог 217-ФЗ ликвидировать и другие препятствия, возникающие на пути малых предприятий. Система внедренческих связей между инновационными структурами и производством осталась неотлаженной. Возможности для получения инвестиций в разработки по-прежнему отсутствуют. Не вошла в закон норма, предусматривающая упрощенную систему налогообложения для МП, созданных при участии вузов.


По мнению депутата Щитова, помимо объективных проблем существуют и надуманные, с которыми столичные власти должны бороться путем пропаганды “образа успешного предпринимателя”. “Необходимо дать задание городским СМИ по популяризации предпринимательства. Когда на виду будут успешные сверстники, это станет мощным стимулом для молодежи”, — уверен парламентарий. В программе по развитию и поддержке малого молодежного предпринимательства на 2010—2012 гг. предусмотрены мероприятия по популяризации и пропаганде идей предпринимательства, формирование в молодежной среде положительного образа бизнесмена, вовлечения молодежи в предпринимательскую деятельность, в первую очередь инновационную и производственную. Горадминистрация продолжит оказывать начинающим компаниям информационную и консультационную поддержку, а также финансовую помощь путем предоставления субсидий в размере до 750 тыс. руб. Проблему обеспечения молодежных МП нежилыми помещениями предполагается частично решить за счет резервирования не менее 10% площадей в созданных с участием Москвы технопарках, бизнес-инкубаторах и деловых центрах. “Существующая в городе материально-техническая база должна быть в первую очередь предоставлена молодежным структурам для выращивания собственного бизнеса”, — подчеркнул Юрий Лужков. Столичный градоначальник отметил, что горадминистрация не может повлиять на решение ФАС, запретившее спецторги, но может инициировать изменения в законодательство, которые узаконят понятие “субъекта молодежного малого предпринимательства” и облегчат доступ начинающих компаний к госзаказу, нежилым помещениям и оборудованию. Кроме того, мэр предложил обратиться к Президенту РФ Дмитрию Медведеву с информацией о том, что 217-ФЗ в существующем виде не работает и нуждается в дополнительной правке с привлечением вузовского и предпринимательского сообществ.


На финансирование комплекса городских мероприятий по поддержке и развитию малого и среднего бизнеса в молодежной среде из бюджета в 2010—2012 гг. планируется выделить 133 млн. руб. Еще 266 млн. руб. столичные власти рассчитывают получить по линии Минэкономразвития, включившего поддержку молодежных предприятий в число приоритетных направлений деятельности ведомства. Главным итогом реализации программы должно стать создание в столице не менее 750 новых МП и 1800 рабочих мест.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру