Хватит ли двадцатки до конца кризиса?

Лидеры 20 ведущих государств мира будут вместе решать, что делать

Все на борьбу с кризисом — отныне такой призыв звучит уже во всемирном масштабе. 15 ноября ради борьбы с “глобальным злом” лидеры 20 самых важных государств планеты соберутся на экстренный саммит в районе Вашингтона. Уже сейчас ясно, что никакой волшебной “таблетки от кризиса” на мероприятии изобретено не будет. Зато действо обещает быть весьма любопытным с точки зрения отношений между Россией и США.

Что надо делать для предотвращения мировых экономических кризисов, на теоретическом уровне в принципе понятно. В своей речи одиннадцатидневной давности британский премьер Гордон Браун выдал на этот счет целую программу.
Миру необходима система раннего предупреждения о глобальных кризисах. Организации типа Международного валютного фонда должны сконцентрироваться не на борьбе с уже случившимися кризисами, а на предупреждении кризисов потенциальных.

Крупнейшие корпорации уже давно стали международными. Но система надзора над ними пока в основном осталась на уровне государств. Это противоречие надо устранять. Самые влиятельные государства мира должны постоянно координировать свою политику в области макроэкономики, энергетики и природных ресурсов.

 О том, что Америка живет не по средствам и рано или поздно за это придется расплачиваться, многие экономисты трубили уже не один год. Однако янки, а вслед за ними и политики во всем остальном мире упорно продолжали делать вид, что все идет по плану. Поэтому предлагаемая Брауном “система раннего предупреждения” — штука очень даже полезная.

Беда в том, что с практическим воплощением плана Брауна в жизнь возникает целый ряд проблем. Главная из них в том, что, когда все вокруг валится, создать “новую архитектуру мировых финансов” в принципе невозможно. Даже при самом лучезарном развитии событий это очень долгое и муторное дело. Ведь противоречий по ключевым вопросам навалом даже между западными державами.

Саркози, например, объявил мертвой концепцию “всемогущего рынка, который всегда лучше знает, что надо делать”. Буш же, напротив, твердит, что главное — сохранить “свободу рынка”. А уж, скажем, “единая энергетическая политика” России и Америки сегодня и вовсе относится к разряду ненаучной фантастики.

Так что если говорить о некоем глобальном решении, то самое большое, что можно сделать в Вашингтоне, это запустить планирование на “светлое будущее”. А уж когда этот процесс завершится и чем именно — вопросы риторические.
Поэтому скорее всего на саммите будут приняты некие широковещательные заявления плюс, возможно, некие меры по исправлению ситуации в краткосрочном плане. А об успехе или провале “всемирной тусовки” можно будет судить по ее терапевтически-психологическому эффекту. И у нас, и на Западе корень зла заключается не только в кризисе ликвидности, но и в кризисе доверия. Экономически активные граждане во всех развитых странах стремительно погружаются в состояние, близкое к панике. А уж дальше вступает в действие механизм “cамосбывающихся пророчеств”.

 Можно предположить, что в этом плане многое будет зависеть от личности следующего президента США. Конечно, формальным хозяином тусовки будет “дохлая утка” Джордж Буш. А “президент-элект” до следующего января не будет обладать никакими властными полномочиями и с формальной точки зрения даже не обязан присутствовать на саммите. Но если, например, изберут Обаму и он сумеет всех убедить в наличии у него некоего продуманного “плана спасения”, это многое изменит. Иногда в политике слова не менее важны, чем действия.

Еще одной интригой саммита станут взаимоотношения российского гостя и его американских хозяев. Еще в начале осени в Вашингтоне произносили гневные речи о необходимости изоляции Москвы. Но сейчас о том, что в США Медведева лучше не приглашать, никто из американских воротил даже не заикался. Грозовые тучи в мировой экономике оттеснили ссору из-за Грузии на второй план. Возможно, это пока чуть ли не единственный положительный результат кризиса.

P.S. Испания не включена в список стран, которые примут участие в международном экономическом саммите 15 ноября. Премьер-министр Сапатеро недоволен этим и обратился за поддержкой к президенту Франции Саркози. Но не услышал однозначного ответа: Саркози сказал, что сам “поддерживает участие Испании в саммите, однако не может повлиять на ход событий, так как Испания не входит в “Большую восьмерку” и не является интенсивно развивающейся страной, как Индия или Бразилия”.

Правда, как пишет испанская газета El Pais, Сапатеро не собирается сдаваться. “Хоть это будет непросто, но мы так просто не сдадимся”, — заявил он.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру