На струнных берегах Амура

Юрий Башмет: “мы должны бороться за детское музыкальное образование!”

…Дальний Восток — это, конечно, не совсем Россия. Хотя и тут есть розовый симпатичный домик “общественной” приемной “ЕдРа”, называемый “резиденция Путина”. На Амуре еще лед, жесткий ветер. Хабаровск полнится слухами, как китайцы пытаются изменить русло реки, “чтоб немножко передвинуть границу в свою пользу”, а еще о том, как скоро ветрами донесет радиацию с “Фукусимы-1”. Здесь чаще смотрят NHK, чем Первый канал. А на дорогах все праворукие, даже левши и пенты. Но даже здесь есть свой Башмет. Со своим международным музыкальным фестивалем.

Юрий Башмет: “мы должны бороться за детское музыкальное образование!”
фото: Ян Смирницкий

На первый раз — всего три дня, но местный театр полон. Шутка ли — хабаровская премьера незабвенного альтового концерта Шнитке (посвященного Башмету), настолько эмоционально плотного в своей трагичности, что страшно наблюдать в очередной раз эту странную гипнотичность смычка, что не сходит с инструмента ни на секунду… Юрий Абрамович долго разыгрывается, в кулисах шепчутся — “сам губернатор в зале”. Это едва не первый губернатор, который остался и на второе отделение.

— Идею фестиваля в Хабаровске поддержали и местная филармония, и губернатор. Только сегодня был у него: договорились, что фестиваль станет ежегодным, будет расширяться. Город чудесный, всё есть, но, надеюсь, и наши устремления дадут результаты… Во всех интервью теперь буду рассказывать даже не о том, как принимает публика, а о главной изумительной улице Муравьева-Амурского!

…Это между концертами башметовских “Солистов Москвы” и местного Дальневосточного симфонического Юрия Абрамовича пригласили в Краевой музей (где чуть не на каждого посетителя по доктору наук) и на центральную улицу Муравьева-Амурского с застройкой в стиле модерн рубежа XIX—XX веков — буквально памятник архитектуры.

— Это не просто красиво, — продолжает Башмет, — это дает молодым людям ощущение самодостаточности.

— Но как бы новая реформа образования не убила все то лучшее, что есть…

— Об этом много сейчас говорится. Вот представьте японского или китайского мальчика. Он уже с 2 лет виртуозно кушает двумя палочками. То же касается и музыкального образования. Почему “советская школа” — до сих пор непревзойденный знак качества? Потому что учить начинали с самого раннего возраста, это было престижно. Со временем все стало портиться. И осталось еще лет пять, чтоб мы окончательно перестали лидировать в скрипичной школе.

— Страшный прогноз.

— А что делать, если будут утрачены навыки, прививаемые с детства? Перестанем быть хорошими “даже для Америки”. Ведь когда приезжаешь в Штаты и играешь с местными оркестрами, удивляешься, как хорошо там звучат струнные группы. А что удивляться — почти все говорят по-русски, они как раз представители той самой советской школы. Я получаю много писем из разных уголков России: “попросите, чтоб не закрывали нашу музыкальную школу”, — ведь еще и закрывают! И нельзя, чтоб в расписании обычной школы был просто урок пения два раза — какой смысл? Нужно, чтобы оставалось именно профессиональное детское образование, и мы все за него будем бороться!

Башмет уходит на последние репетиции с Дальневосточным оркестром — сегодня он за пультом на Пятой симфонии Бетховена. На вопрос “как вам оркестр?” — отвечает: “очень неплохо, могло быть и хуже, я даже удивлен”. Можно удивляться и дальше, узнав про зарплаты оркестрантов в 15 000, про недостаток жилья… Но с приходом Башмета всегда все меняется в лучшую сторону, будем надеяться.

Хабаровск