Мацуев: “Сам Горовиц не прошел бы дальше первого тура!”

Объявлены участники конкурса пианистов III тура

24.06.2011 в 17:53, просмотров: 4922

24 июня, как в хорошем романе — в полночь, в БЗК были объявлены пятеро (из восьми) участников конкурса пианистов им. Чайковского, которые прошли в III тур и, по сути, автоматически попали в места. Ведь регламент предусматривает пять премий (и Гран-при), начиная с Первой в 20 000 евро.

Мацуев: “Сам Горовиц не прошел бы дальше первого тура!”
фото: оргкомитет конкурса им.Чайковского

Наши предпочтения — кореец Чо, Лубянцев и Чернов. Они такие, какие есть, и в меньшей степени спортсмены, не считают долей секунд, не бьют проверенно красивым жестом и слезу вышибающим звуком. Они живые. И где-то… непредсказуемые.

Может вполне пройти и ученик Дмитрия Алексеева, Александр Романовский. Многим он — после концерта Моцарта — показался суховатым, излишне классическим, однако его аскетизм только принесет ему дивиденды. Равно как и Даниилу Трифонову всячески желаю сохранить с возрастом свою подкупающую непосредственность…

Не удивлюсь, если вместе с Чо финал разделит и 25-летняя кореянка Йол Юм Сон — очень своеобразная… Верно было замечено, что исполнять концерты Моцарта (программа 2-го этапа II тура) на приличном уровне — просто, а вот сыграть их гениально — почти невозможно. Сон по крайней мере попыталась “бросить судьбе перчатку”, играть на грани…

Немножко скомканное впечатление оставила игра американки Сары Данешпур, кстати, хорошо известной нам по другому конкурсу — 2007 года. Моцарт явно не ее конек… А там — кто знает.

Понаблюдать за игрой своего ученика Филиппа Копачевского в Большой зал пришел сам “ваятель звезд” Сергей Доренский с супругой. Копачевский Моцарта сыграл чересчур “правильно”, но если он не пройдет — — это будет тема дня.

Остается лишь добавить, что в III туре (с 27-го) к уже привычному жюри присоединяются Владимир Ашкенази, Ефим Бронфман и Денис Мацуев. Ему-то мы и звоним в Париж: “Денис, каким должен быть современный пианист? “

— Современный пианист и конкурс Чайковского — две абсолютно разные вещи. Вот я уверен, что если таких прославленных мэтров, как Софроницкий или Горовиц, заставить участвовать в “Чайковском”, они не пройдут дальше I тура. Потому что были тонкими людьми с ранимой душой. Такие биться не могут — это просто противоречит их личностной сути. А конкурсы все подразумевают сражение, на него не все способны. Искусство, переведенное в очки, очень субъективно. Очень жаль, что из-за этого калечатся судьбы, подламываются характеры, сгорают нервы. А современный пианист… он должен быть абсолютным универсалом, играющим буквально все направления: от Баха до новой музыки. А не подлаживающим репертуар под себя, бравируя своими возможностями. Не надо бравировать виртуозностью, если ты профи — играй все, пропуская, разумеется, через свою личность.

Конкурс же, сами понимаете, я комментировать не могу, но ясно, что уровень очень высокий. Уверен, что к следующему мы достигнем вообще недосягаемого уровня!