В России фактически запретили тюнинговать автомобили

Как будет работать новая система сертификации, пока не понимает никто

С 1 февраля вступает в силу очередное — и весьма радикальное — ужесточение правил внесения изменений в конструкцию автомобиля. Любой тюнинг — а в это понятие теперь входят даже багажники на крышу, газобаллонное оборудование и нештатные магнитолы — будет требовать технической экспертизы в испытательной лаборатории. Причем именно для каждого конкретного автомобиля, а не для модели в целом. «МК» попытался выяснить, как будет работать новая система, но ни сотрудники ГИБДД, ни эксперты лабораторий, ни сервисмены пока не понимают, как жить дальше.

Как будет работать новая система сертификации, пока не понимает никто

Теория такова: с 1 февраля вступает в силу постановление Правительства РФ «Об утверждении правил внесения изменений в конструкцию находящихся в эксплуатации колесных транспортных средств и осуществления последующей проверки выполнения требований технического регламента Таможенного союза («О безопасности колесных транспортных средств»)». В нем содержится норма, согласно которой ГИБДД отказывает в выдаче разрешения на внесение изменений в конструкцию транспортного средства, «если отсутствует заключение в реестре заключений предварительной технической экспертизы конструкции транспортного средства на предмет возможности внесения изменений, протоколов проверки безопасности конструкции транспортного средства после внесенных в нее изменений». Ключевое здесь то, что речь идет о «транспортном средстве», а не о «типе» или «модели», — то есть сертифицировать тюнинг, даже если речь идет об установке фабричного багажника на крышу, придется для каждой машины. Регламент получения госуслуги по выдаче разрешения на внесение изменений уже разработан МВД: это будет занимать до 3 рабочих дней, и — да! — каждый автолюбитель для этого должен будет предоставить предварительное техническое заключение из лаборатории.

— Мера в принципе разумная, — отмечает автомобильный правозащитник Виктор Травин. — На дорогах действительно порой настоящая анархия: ездят автомобили с багажниками высотой в полтора метра, нештатными лебедками и другим оборудованием. Причем «допы» действительно могут быть фабричными, но при этом не соответствовать требованиям безопасности: например, кто-нибудь решит установить на «Жигули» багажник от «КамАЗа». Багажник сам по себе сертифицированный? Конечно, но для грузовика, а не для легковушки… То же и с лебедкой. Да, есть вопросы к тому, что одни изменения влияют на безопасность, а другие — нет; скажем, нештатная магнитола вряд ли влияет. Тут-то и необходима экспертиза, потому что внести в закрытый список все возможные изменения невозможно.

В техрегламенте также присутствует понятие «индивидуального технического творчества» — такие объекты сертифицировать для допуска на дороги, похоже, будет еще сложнее. С другой стороны, впервые за много лет в законодательстве вообще появился термин, применимый к самодельным автомобилям, прицепам и тому подобным объектам. В последние 15–20 лет регистрация новых автосамоделок была практически невозможной.

— Пока не представляю себе, как это все будет работать, до нас подробностей еще не доводили, — рассказал «МК» инспектор ДПС, работающий в Истринском районе Подмосковья. — Останавливать каждое авто с багажником на крыше нереально, разве что в ходе каких-то рейдов. Проверка документов на газобаллонное оборудование около газовых заправок — это может быть. Вот во время регистрационных действий подход будет строже, видимо. За все нештатное оборудование нужно будет пояснять, иначе отказ в регистрационных действиях.

— Это еще одна кормушка, — предполагает владелец автосервиса Сурен Баблоян. — Например, я ставлю сертифицированное газовое оборудование: раньше хватало фабричного сертификата и моей лицензии, чтобы все узаконить, теперь нужно будет еще обращаться в испытательную лабораторию. Они что, будут смотреть каждую машину? Нет, конечно, просто взглянут на все те же документы на ГБО и на то, кто ставил, проштампуют и возьмут деньги. Думаю, на 5–10 тысяч ценник точно подрастет. А через месяц мы наведем с ними контакты и будем «дистанционно» работать — так, чтобы все делать в едином окне. То есть, кроме роста цен, не изменится ничего. Правда, самостоятельно в гараже теперь ни фаркоп, ни ГБО не поставишь…

По словам сервисмена, для авторемонтников, работающих «в белую», мало что изменится, а вот гаражным мастерам, не имеющим лицензии на ту же установку газобаллонного оборудования или кондиционеров, придется хуже: их работа будет выглядеть как самостоятельное переоборудование, а к такому испытательные лаборатории станут относиться куда более скептически. Что касается тюнинг-ателье, то им придется «дружить» с такими лабораториями особенно плотно: список изменений в случае серьезного тюнинга бывает довольно внушительным, и «утвердить» его в лаборатории может быть сложнее. Шаг вправо, шаг влево — не одобрят.

— Главное, что предстоит узнать, — относится ли норма о сертификации каждого внесения изменения в конструкцию к автомобилям, уже стоящим на учете и переоборудованным до ужесточения регламента, — констатирует Баблоян. — Если да, то все эти владельцы так или иначе пойдут или к нам, или в лаборатории. Так что эта мера, видимо, еще и для того, чтобы вывести из тени автосервисы: работать официально и получать все эти бумаги становится выгодно. Им нужны наши налоги и пошлины автомобилистов — в этом суть.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28469 от 1 февраля 2021

Заголовок в газете: Автомобилисты попали с переделкой

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру