ОВОЩНОЕ ТАБУ

Проблем с овощами в столице нет. Их можно купить и на рынках, и в магазинах, и в супермаркетах, и на улице с рук. Зато есть проблемы у овощных магазинов. И еще какие. Как это ни грустно, специализированные овощные магазины в Москве постепенно переходят в разряд раритетов. "А четырехпроцентный налог с продаж просто убьет нас!" — таков крик души директора одного из оставшихся в живых овощных магазинов. В советское время продукты и товары народного потребления распределялись среди москвичей по законам плановой экономики. То есть в каждом районе (микрорайоне) в обязательном порядке были магазины "Хлеб", "Продукты", "Овощи", "Рыба", "Галантерея" и т.д. Товар магазины получали на базах таких гигантов, как Мосрыбторг, Мосхлебторг, "Торгмосовощи" и т.д. В наши дни властям глубоко наплевать, что вместо овощного магазина на улице появляется ювелирный, а вместо "Океана" — бильярдная или мебельный центр. Таких примеров в столице масса. Безусловно, есть нормативы и какие-то законодательные акты, согласно которым, допустим, булочную перепрофилировать нельзя. Но гораздо больше для чиновников в данных случаях значат не законы, а деньги. Наличные, в конверте. В годы начала приватизации для новоиспеченных частников существовало ограничение: в течение трех лет приватизированный объект нельзя перепрофилировать. Сейчас добро на смену профиля надо получать у территориального органа (управы). Даете там на лапу — и из хлебного запросто можно сделать мебельный... Когда-то в Москве было 110 специализированных овощных магазинов. Сейчас их можно перечесть по пальцам. Они едва сводят концы с концами. Обходя торговые точки с целью выяснить, как растут цены, корреспондент "МК" разговорился с сотрудниками старейшего овощного магазина на Арбате. Он до сих пор ни на шаг не отступил от специализации. Ни одна фирма не арендует здесь (в центре!) площадь. Но, похоже, благодаря "поддержке" властей скоро этой "идиллии" придет конец. — Чуть ли не каждый день нам звонят кавказцы и просят продать им магазин, — говорит директор Зинаида Сабурова. — Но я этого никогда не сделаю. Здесь же сам Лев Толстой покупал овощи, а они сделают очередное кафе! Но выкупить магазин мы сами не можем — нет денег. Со слезами на глазах вспоминает Зинаида Михайловна прошлые времена, когда продавцам овощей платили больше — из-за сложных условий труда. Сейчас денег едва хватает на зарплаты (оклад продавца — 1000 рублей). 95% от прибыли уходит на налоги и оплату аренды (она составляет 10 тысяч рублей в месяц). — Для нас 5 копеек иметь с рубля — уже хорошо. Боюсь, скоро и этого не будет. Главная напасть, которой страшится магазин, — введенный с начала года 4-процентный налог с продаж. — Мы разоримся, — говорит Зинаида Михайловна. — Пока распродаем декабрьские запасы, но поставщики уже прислали новые цены. К 14 января мы уже заплатили 30 тысяч этого налога. Хуже стало и покупателям. Если раньше орехи стоили для магазина 120 рублей, то теперь — 124,8. Как это отразится на розничной цене? До сих пор магазин делает среднюю наценку на товар 21%. Но теперь будет вынужден ее повышать до 25, а то и 30%. То есть, если раньше орехи стоили 145 рублей за килограмм, теперь будут 156, а то и 162 рубля. А нужны ли вообще овощные магазины? Может, пусть разоряются? Магазин на Арбате провел на эту тему опрос среди покупателей. В тетрадке, испещренной отзывами, нет ни одного отрицательного. Как выяснилось, овощные нужны всем. Потому что до рынка ехать иногда далеко. Потому что на рынке продают иногда сомнительный товар. Потому что в супермаркетах космические цены. А что же власти? Какие условия они создают для существования таких недорогих магазинов? — Мы имеем право закупать продукцию у населения, и рады бы — у них все чистенько, с огорода, — вздыхает Зинаида Михайловна, — да людям это невыгодно. Сертификат качества чуть ли не дороже товара стоит. Поэтому фермерам приходится сдавать все оптом кавказцам... Впрочем, в крепкие объятия южных торговых кланов попали не только фермеры, но и подмосковные совхозы. Уж кто-кто, а властители рынков неудобств в работе и проблем с властями не испытывают. Они создали конкуренцию даже гордости мэрии — московскому продовольственному фонду. На конец января им реализовано для розничной торговли лишь 15% запасенных на зиму овощей. Это значит, что торговые мафиози лезут непосредственно в городской карман.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру