В ближайшие четыре месяца львиная доля времени высших чиновников России будет уходить на рисование кружочков и квадратиков на больших листах ватмана. К годовому юбилею кабинета Касьянова в мае президент повелел подготовить проект реформы структуры правительства. Для главных “слуг народа” это означает новые схватки друг с другом. А для основной массы населения — тоже ничего хорошего. Общеизвестно, что реорганизация любой структуры приводит к торможению ее работы как минимум на несколько месяцев.
Свои предложения по улучшению работы Белого дома уже начали строчить как минимум четыре группировки: “питерские чекисты” во главе с секретарем Совбеза Сергеем Ивановым, “питерские либералы” под началом Кудрина и Грефа, команда Волошина—Абрамовича, усиленно работает и сам Михаил Касьянов. Подробности плана премьера стали известны “МК”.
“Чем мне только не приходится заниматься! Я вынужден подписывать даже постановление о начале судоходства на Оби!” — жалуется Касьянов своему окружению. По мнению премьера, Белый дом просто утопает в бумагах. За прошлый год правительство выпустило около 10000 разнообразных повелений. Ясно, что контролировать выполнение их всех практически невозможно. Поэтому государственный механизм часто работает вхолостую.
Касьянов уверяет, что вылечить эту “болезнь” можно — с помощью разгрузки правительства. Мол, многое из того, что ныне делается госведомствами, вполне можно передать в коммерческие и хозрасчетные структуры. А чтобы министерства не жаловались на недостаток работы, объем их власти должен быть резко повышен за счет уменьшения полномочий премьера и его замов. И вообще, по мнению Касьянова, число ведомств вполне можно сократить...
В любой схеме реорганизации правительства всегда есть двойное дно. Под лозунгом повышения эффективности работы авторы плана всегда пытаются упрочить свои позиции и нагадить врагам. Не стали исключением и нынешние наработки Касьянова и К°.
Понизить влияние своего главного конкурента Алексея Кудрина премьер планирует с помощью сокращения числа вице-премьеров. Касьянов хочет иметь только двух замов — по экономике (Виктора Христенко) и по социальному блоку. Кудрину в этом пасьянсе места нет. Ему предлагается удовольствоваться лишь креслом министра финансов. До уровня простого министра собираются понизить и близкого к команде Абрамовича руководителя российского сельского хозяйства Алексея Гордеева.
Уменьшиться должен и объем вотчины министра экономического развития и торговли Германа Грефа. Впрочем, в данном случае перемены действительно жизненно необходимы. Наспех слепленная в прошлом году из кучи разных ведомств контора Германа Оскаровича ныне превратилась в настоящее царство беспорядка. Пока министр погружен в высшие макроэкономические материи, его менее высоколобые подчиненные находятся в состоянии полной дезориентации. В результате жизненно важные оперативные вопросы типа северного завоза решаются из рук вон плохо.
Поэтому премьер предлагает оставить Грефу лишь ответственность за прогнозирование и планирование. Что же до приземленных вопросов, то их должны решать два новых министерства — торговли и промышленности — да ведомство науки.
На хорошую работу должны пристроить и вице-премьера по оборонке Илью Клебанова. Если его не назначат министром обороны, то специально под Илью Иосифовича может быть создан мощный холдинг из предприятий ВПК.
Уйти из кабинета может и глава “Росавиакосмоса” Юрий Коптев. Возглавляющий нашу космическую промышленность около восьми лет, Коптев уже находится в пенсионном возрасте. И что более важно, на его место есть сильный претендент: пользующийся поддержкой Касьянова нынешний министр промышленности и науки Александр Дондуков.