Глиняное сокровище

В Москве найден клад. Самое удивительное, что его не пришлось откапывать из-под земли или “выстукивать” в замурованном тайнике — по той простой причине, что сокровища эти никто и не думал прятать. Несколько десятилетий они лежали совершенно открыто, у всех на виду: вазы, блюда, небольшие скульптуры, покрытые разноцветной глазурью...

-Для экспертизы этой керамики мы пригласили специалистов из Третьяковской галереи, Музея-усадьбы “Абрамцево”, Российской академии строительства и архитектуры, — рассказывает профессор Московского государственного университета инженерной экологии Валерий Любартович. — Они как только вошли в ректорский кабинет, как только увидели принесенные сюда керамические произведения — даже толком поздороваться не успели: сразу бросились их рассматривать. И подтвердили, что эти вещи сделаны замечательными русскими художниками, работавшими в мастерских “Абрамцево” у Саввы Ивановича Мамонтова, — Серовым, Головиным, Коровиным, Сорохтиным...

Но как же подобные раритеты оказались в одном из столичных технических вузов?

Абрамцевские мастерские на 2-й улице Ямского Поля (иногда их еще называли Заводом художественной керамики) закрылись вскоре после революции. Но в цехах оставалась масса уже готовых работ. Хозяев у этих фигурок, ваз и изразцов не было, а потому, когда помещения передали химическому техникуму, залежи “раскрашенной глины” оказались лишь досадной помехой для проведения учебных занятий. Многое тогда разбили, выкинули на свалку, однако часть произведений искусства все-таки избежала столь печальной доли: их разместили в кабинетах и аудиториях как украшения. Позднее, в 1930-е, эти предметы достались “по наследству” от техникума вновь образованному на его месте вузу — Московскому институту химического машиностроения. К началу 60-х годов “родословная” керамических украшений была уже окончательно позабыта...

— Я тогда как раз учился в МИХМе. У нас на кафедрах, в деканате и особенно в читальных залах библиотеки было расставлено на полках и шкафах много красивых глазурованных вещиц, — вспоминает Валерий Анатольевич. — Однако потом, при переезде в новые помещения, библиотечное начальство решило от таких “безделушек” избавляться. Их попросту выбросили во двор, в сугробы... Еще больший урон абрамцевским редкостям нанес пожар в главном корпусе института, случившийся в 1990 году.

Остатки богатейшей коллекции, наверное, так и сгинули бы бесследно, если бы не любознательность профессора Любартовича. Он сумел раскопать по архивным материалам всю историю появления “посторонних” керамических произведений в МИХМе и предложил ректору института М.Б.Генералову собрать по сусекам всю еще сохранившуюся в вузе абрамцевскую керамику. Увы, даже самые тщательные поиски дали весьма скромный результат: из многих-многих десятков работ удалось разыскать лишь 15...

— Эксперты уверены: эти произведения искусства сделаны в мастерских музея “Абрамцево”. А ведь до сих пор среди специалистов считалось, что абрамцевская керамика, остававшаяся в послереволюционные годы в здании мастерских, полностью погибла. Поэтому изумлению наших гостей-искусствоведов просто не было предела!

Среди уцелевших предметов — ваза “Демон в полете”, выполненная Валентином Серовым; поливные изразцы, которые изготовили Константин Коровин и Николай Сапунов; напольная ваза, сделанная самим Саввой Мамонтовым; одно из декоративных блюд, специально созданных Александром Головиным для Всемирной Парижской выставки 1900 года... В планах руководства МИХМа (переименованного нынче в МГУИЭ) — отреставрировать абрамцевские редкости, создать для них музейное хранилище и организовывать туда экскурсии.

— Наш университет в таком случае станет единственным техническим вузом столицы, имеющим собственную художественную коллекцию! — гордятся в экс-МИХМе.

Что ж, галереи произведений искусства, собираемые крупными российскими банками, уже никого не удивляют. Почему бы и столичному вузу, которому волею случая “обломилось” такое “керамическое сокровище”, не последовать их примеру?! Вот только, в отличие от господ банкиров, нашим профессорам-доцентам-академикам гораздо труднее найти деньги, необходимые для реставрации и сохранения художественных творений. Поэтому раритеты из мастерских музея “Абрамцево” нынче спрятаны за семью замками и дожидаются своего “бенефиса”. Когда он состоится, пока сказать трудно.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру