"Свобода" по-чеченски

Слово “свобода” по-чеченски звучит так: “маршо”.

Так что знаменитая когда-то фраза “Говорит радио “Свобода” будет теперь выглядеть следующим образом: “Говорит радио “Маршо”.

Забавно. Но впечатляет. Опять же — что-то такое от марша.

Но главное, конечно, не в этом. А в том, что вокруг предполагаемого вещания американской радиостанции на чеченском языке разразился скандал. Дескать, как же так? Они же там сепаратисты, а американцы в ихний огонь будут напалму подливать?..

А где скандал, так сказать, на международном уровне, там ФСБ. Генерал Зданович, в чьи обязанности входит озвучание точки зрения руководства сего ведомства по поводу тех или иных событий, уже высказался. “Если радио “Свобода” все же откроет чеченскую службу новостей, мы этого так не оставим”, — заявил генерал. Надо сказать, весьма угрожающе заявил.

Но еще до того наш министр печати г-н Лесин выразил свое “фэ” по сему поводу. Что тоже вполне объяснимо: свобода для г-на Лесина — что в кавычках, что без — словечко, я бы сказал, неприятное и даже шокирующее. При нынешнем министре печати у нас свободно себя чувствуют по большей части лишь нацистские газеты и журналы. Ну еще — государственные СМИ. А вот все прочие, коих и осталось-то всего ничего, — те не очень.

При этом, если формально рассуждать, я, к примеру, не очень понимаю, из-за чего весь сыр-бор разгорелся. Мы ведь, федералы, если на точку зрения проправительственных СМИ встать, правое дело в Чечне делаем? Правое. И чеченский народ, как те же СМИ уверяют, в массе своей нас поддерживает? Обязательно. Так в чем же дело? Почему бы “Свободе” и не повещать по-чеченски? А ежели чего не так вещать будут, так нехай клевещуть. От нас не убудет. Дело-то — правое...

Однако подобная точка зрения явно чересчур плюралистическая. СССР, будучи супердержавой, предпочитал глушить “Свободу” и сажать тех, кто отсюда, изнутри, высказывал собственное мнение относительно происходящего в стране. Что уж говорить о России сегодняшней — ослабленной и неуверенной в своих силах? Тут глаз да глаз нужен. И чтоб никакого тлетворного влияния.

В 91-м, после августовского путча, Борис Ельцин подписал указ об аккредитации радиостанции в Российской Федерации. Это была своего рода благодарность за оперативное и правдивое освещение событий тех дней (кстати сказать, автор этих строк был тогда одним из корреспондентов “Свободы”, трое суток мы провели около Белого дома и внутри его, имели счастье лицезреть Ленина на броневике... то есть Ельцина на танке; в отличие от броневика танк, говорят, не сохранился). В те же дни отличилось и “Эхо Москвы”. Нынче с ним как раз разбираются. Известным способом. А теперь, стало быть, пришел черед и “Свободы”.

Конечно, можно оставить все как есть. Тем более что опыт вещания радиостанции на “языках народов СССР” не слишком впечатляющий. Хорошо помню, как разыгрался “внутренний” скандал на радиостанции. Редакцией, вещавшей на одну из среднеазиатских республик, почему-то поставили заведовать бывшего повара. Подчиненных заведующий подобрал соответствующих, но это было еще полбеды. Спустя год или полтора американцы решили проверить, как же работает новая редакция (“Свобода” финансируется конгрессом, то есть содержится за счет американских налогоплательщиков). И тут выяснилось презабавнейшее обстоятельство. Проверять оказалось некому, потому что никто из проверяющих не знал языка, на котором велись передачи. И что говорилось в эфире все это время, так и осталось невыясненным. Не исключаю, что эфир, сообразно вкусам заведующего редакцией, был заполнен рецептами национальной кухни.

Однако по нынешним временам полагаться на такое везение было бы легкомысленно: американцы в отличие от нас умеют учиться на собственных ошибках. Поэтому выбор у Кремля не слишком большой.

Ну, во-первых, можно лишить “Свободу” российской аккредитации. Один президент дал, другой — взял обратно. Не слишком красиво, конечно, да и по имиджу президентскому бьет, но вполне возможно. Потому как — политика. К тому же, согласно генералу Здановичу, “ФСБ будет бороться со всем, что угрожает интересам России, в том числе в области средств массовой информации”. Путин, конечно, не генерал, но ведомство — то же.

А еще можно взять да и не продлить договор, согласно которому “Свобода” ведет свои передачи на Россию через российские передатчики. Придется “Свободе” опять вещать на коротких волнах — что, во-первых, ухудшает качество приема, а во-вторых — очень дорого.

Или — совсем просто: “глушилки”. Это, ежели кто забыл, такие нехитрые устройства, которые на частоте вещания выдают какие-то завывания и прочие помехи, за которыми ничего нельзя услышать. В советские времена именно эти “глушилки” спасали нас от империалистической клеветы. Между прочим, никто их не демонтировал. Так что ничего сложного: кое-где смазать, лампочку перегоревшую заменить и — будьте любезны.

Глушить будут — любо-дорого. Не хуже новых.

P.S. Британской “уткой” назвал Сергей Ястржембский сообщение The Sunday Times о том, что российские власти намерены закрыть московское бюро радио “Свобода”, как только станция начнет вещание на чеченском языке.

Ястржембский заявил, что ни в Кремле, ни в российском правительстве “не вынашивают никаких ограничительных санкций в отношении радио “Свобода”. Вместе с тем он отметил, что стремление определенных кругов в американском конгрессе добиться выделения дополнительных ассигнований для вещания радиостанции на чеченском и других языках Северного Кавказа “вызывает серьезную обеспокоенность”.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру