Анекдот. Мужик спрашивает продавца в супермаркете:
— Копченая колбаса есть?
— Есть.
— А красная икра есть?
— Есть.
— А черная?
— Тоже есть.
— Да вы что, издеваетесь?!
— Сам же первый начал!
Что правда, то правда. Нынче в московских супермаркетах есть все. Ну, или почти все. И, попадая в царство деликатесов, покупатель всегда рискует изрядно потратиться — слишком велик соблазн. На рынке-то можно поторговаться. А вот можно ли сэкономить деньги в сетевом магазине?
Кроме традиционного сравнения универсамов по методике, одобренной ведущим независимым исследовательским агентством POMIR Monitoring, мы решили получить ответ и на этот вопрос. И отправились в супермаркеты восточной части столицы (на севере и юге, напомним, корреспонденты “МК” уже побывали).
Моему знакомому, который на днях оставил в “Седьмом континенте” почти две тысячи рублей, торжественно вручили дисконтную карту сроком действия до 2005 года. Скидка на все товары — 2%. Приятель сначала страшно обрадовался, но когда подсчитал “выгоду” — прослезился. С тысячи рублей экономится всего двадцатка.
В “Перекрестке” карта на 2-процентную скидку стоит 90 рублей. Каждые два месяца процент немного вырастает — но при условии, если человек отоваривается за это время не меньше 10 раз (на любую сумму). Через год-полтора держатель такой карты может рассчитывать на скидку 7,8%. Главное — набраться терпения и “не изменять” выбранному магазину.
Кроме того, в “Седьмом континенте” и “Перекрестке” любой покупатель может приобрести карту, которая дает право на куда более ощутимую для кошелька скидку — до 10% со всех покупок. Стоимость такой карты в среднем 3—5 тысяч рублей, и она обычно действует в течение календарного года. Но лично я, хоть убейте, не понимаю, в чем здесь выгода для простого покупателя. Нехитрые арифметические подсчеты показывают: в год вам придется купить в супермаркетах именно этой сети товаров на 30—50 тысяч рублей. И это только для того, чтобы вернуть деньги, потраченные на карту! Зато покупатель вынужден “привязываться” к сетевым магазинам так же крепко, как деревенский житель — к своему огороду.
В “Рамсторе” действует система клубных карт. Стоят они символически — 25 рублей. Но скидка по такой карте дается лишь на некоторые товары, причем их список постоянно меняется. Сегодня вы можете сэкономить два рубля на пачке рафинада, а завтра рафинад стоит одинаково и для членов клуба, и для всех остальных, зато имеет смысл прикупить сок и стиральный порошок. “Патэрсон” дает льготы абонентам мобильной сети “Би лайн”: при покупке на сумму больше 300 рублей — скидка 3 процента, от 600 — 5%, от 1500 — 7%.
Выгадать на покупке продуктов можно и утром в будние дни: все магазины, кроме “Рамстора”, заманивают покупателей 5-процентными скидками. “Седьмой континент” — с понедельника по пятницу, с 7.00 до 13.00, “Перекресток” — в эти же дни, но с 9 до 14 часов, а “Патэрсон” — с понедельника по четверг, с 9.00 до 13.00. Но нельзя сказать, что из-за 5 процентов москвичи наступают друг другу на пятки, опустошая прилавки. Представители среднего класса сидят на работе, богатым москвичам от такой скидки ни жарко ни холодно, поэтому с утра пораньше в универсамы заглядывают разве что редкие пенсионеры. Так что, увы, несмотря на жесткую конкуренцию, система скидок, способная реально привлечь покупателей, как следует не разработана ни одной сетью супермаркетов.
На третью неделю походов по сетевым универсамам поневоле начнешь различать их “в лицо”. Здесь продаются дешевые турецкие носки и пляжные тапочки? Значит, это “Рамстор”. Прилавок ломится от мясного фарша и рыбных котлет собственного производства? Мы в “Перекрестке”. В молочном отделе можно купить необычайно вкусные вологодские сырки в шоколаде? Стало быть, это “Патэрсон” (в других магазинах их почему-то нет). Если за покупку товаров на сумму больше чем 350 рублей вручают фирменную кружку или бутылку вина, к гадалке не ходи — мы попали в “Седьмой континент”.
Но в то же время у каждого магазина есть и свои особенности. Например, цены. В магазинах одной и той же сети разные товары стоят по-разному. Причем цена не всегда связана с месторасположением торговой точки. В “пролетарском” или слишком отдаленном районе продукты могут стоить даже дороже, чем в центре.
В “Патэрсоне”, который находится за МКАД, в Жулебине, кофе и майонез стоит на 2—3 рубля дороже, чем в магазинах этой сети в Марьине. А “Седьмой континент” на Богородском валу (рядом с Преображенской площадью) значительно дороже своих “братьев”, расположенных у метро “Южная” и “Алтуфьево”. Маленькая банка кофе “Якобс” стоит в нем почти на 12 рублей больше (74 руб. 60 коп. против 62,80).
Вообще же, по результатам нашего исследования на востоке Москвы, самые низкие цены оказались в “Перекрестке” и “Рамсторе” (см. таблицу). Однако с учетом разнообразия ассортимента, культуры обслуживания, а также чистоты и порядка в торговых залах и на продуктовых прилавках больше всего баллов — по 81 — набрали универсамы “Перекресток” и “Седьмой континент”. 75 баллов у магазина “Патэрсон” и 65 — у “Рамстора”.
Как всегда, оговоримся, что результаты эти — промежуточные. Окончательный итог, с плюсами и минусами по каждой торговой сети, мы подведем через неделю.