“Левые деньги”

Угрозы для руководства

Не очень размышляющий руководитель, сосредоточив “левые деньги”, начинает чувствовать себя сильнее. Его программа становится, как ему кажется, более близкой к осуществлению.

Но это — только видимость могущества. Те, кто изучал историю и теорию управления, знают главные опасности “левых денег”.

Кризис администрирования. “Левые деньги” искажают, дезорганизуют и в конце концов разлагают всю возглавляемую руководителем пирамиду власти.

Раз у руководителя есть деньги, которыми он сам свободно распоряжается, — перед руководителем начинают льстить, подхалимничать, угождать. Ему вместо правдивой информации подают то, что ему может нравиться.

Даже когда дополнительные деньги расходуют на вроде бы самые благородные цели — науку, культуру, образование, спорт, — и тогда дележ денег по воле начальства оказывается чрезмерно связан с его “свитой”, с его вкусами, предпочтениями, а порой и с его предрассудками и заблуждениями.

Вся пирамида власти, напитанная “левыми деньгами”, становится все боле хрупкой, все более уязвимой. И все менее пригодной для реализации тех самых целей, ради которых руководитель добивается права пользования “левыми деньгами”.

“Левые деньги” пошли в Чечню — и уже прокуратура “охотится” за бывшим премьером республики. “Левые деньги” были пожалованы на преодоление последствий наводнения на Лене, а о новом городе, который должен быть построен по указанию президента, что-то не слышно. Вслед за “свободой” идет бесконтрольность, а за ней — коррупция.

Кризис демократии. “Левые деньги” подрывают и разлагают демократию.

Демократия — это система, где народ платит налоги и выбирает тех, кто будет распоряжаться этими деньгами. И нет ничего опаснее для демократии, чем появление в ней каких-то “левых денег”, дополнительных, внебюджетных. Даже святая святых демократии, ее фундамент — выдвижение кандидатов и выборы — не могут избежать натиска “левых денег”.

В итоге лидеры и вся номенклатура лишаются главного козыря демократии — защиты законами и поддержки масс. Того, что делало их уверенными и твердыми.

В обычных условиях механизм демократии и выдвигает лидеров, и поддерживает их, и контролирует их, и страхует от ошибок. А в демократии, затопленной половодьем “левых денег”, все меняется. Если кризис администрирования означает серьезную болезнь, то кризис демократии делает эту болезнь неизлечимой.

Вот почему “левые деньги” — не только резерв развития и новые возможности, но и новые угрозы. И нужна огромная сильная воля лидеров, понимание ими всех преимуществ законности, всех резервов демократии, чтобы правильно подойти к “левым деньгам”. Большое, внезапно свалившееся наследство часто губило не только отдельных людей, но и самых перспективных лидеров.

Как и где эффективны “левые деньги”

Чтобы “кошелек с деньгами” принес пользу, необходимо правильно решить две проблемы: как и куда их инвестировать. Сначала о том как.

“Левые деньги” появляются в силу чрезвычайных обстоятельств — например роста цен на нефть. Но чрезвычайное происхождение денег надо уравнивать, компенсировать включением их в нормальный государственный бюджетный процесс.

А в этом процессе все давно отработано: и формирование информации, и порядок рассмотрения, и порядок принятия решений, и, что очень важно, механизмы контроля.

Конечно, “левые деньги” — не те, что получены от налогов, установленных депутатами и поступающих в бюджет. Строго говоря, депутаты к новым деньгам имеют такое же условное отношение, как и администрация. Поэтому механизм накопления и расходования “левых денег” не может быть таким же, как и в бюджетном случае. Особенности тут необходимы. Но стандартность процедур, уход от произвола — не менее необходимы.

Теперь по вопросу, на что расходовать “левые деньги”. Предположим, что мы решили за их счет повысить пенсии. Но завтра цены на нефть могут упасть. Что тогда делать? Отбирать у пенсионеров надбавки? Мало у кого хватит мужества признать ошибочным решение о надбавках. Так что скорее всего платить надбавку будут, а так как ее нечем покрыть, пойдут по пути обесценивания денег. Благое намерение повысить пенсии обернется обесцениванием даже их основной части.

Поэтому логичнее сформулировать такое правило: “левые деньги” нельзя расходовать на то, что потом надо будет возобновлять постоянно. “Левые деньги” можно тратить на отдельные, четко ограниченные во времени, имеющие начало и конец процессы. Грубо говоря, дом для пенсионеров строить можно на “левые деньги”, а вот ежегодное содержание требует нормальных, постоянных источников в форме налогов или платежей.

А какими должны быть эти конечные проекты? Их надо выбирать на самых главных, самых ключевых направлениях развития.

Естественно, что в СССР, где все было в руках бюрократии, обсуждения экономических перспектив не могли не ограничиваться государственной собственностью. Но экономика постиндустриального строя основана на трех китах: государственная, частная и коллективная собственность. И движут ими как усилия власти, так и усилия рынка и конкуренции. В этом его преимущество и перед капитализмом, и перед социализмом. И когда я ничего не слышу, как собираются власти помогать частному сектору “левыми деньгами”, как они намерены обеспечивать ими конкуренцию и рынок, — я начинаю опасаться за наше развитие в целом. Что можно сказать о кучере, который из всей тройки кормит и поит только одного коня?..

Поэтому “левые деньги” надо включать в те звенья постиндустриализма, которые у нас наиболее отстают. Это — частная собственность и конкуренция в целом, и малый бизнес в особенности.

Малый бизнес — это в постиндустриальных сферах, где заняты до 50% населения. Независимый гражданин этой сферы — опора демократии и главная преграда и олигархическим тенденциям, и бюрократическому административному ресурсу. Поэтому логично первой сферой “левых денег” сделать программу “Малый бизнес”.

В этой программе предусмотреть создание технической базы для малого бизнеса — от строительства блошиных рынков до сдаваемых бесплатно первых этажей зданий. И многое, многое другое, что давно известно по опыту других стран.

Вторая потенциальная сфера инвестирования “левых денег” — тоже малый бизнес, но интеллектуальный. Интеллектуализация — я писал об этом в “МК” от 15 января 2004 г. — одна из генеральных задач России. А в ней — развитие интеллигенции, людей, которые сделали умственный труд своей профессией. Необходимо поддерживать любые негосударственные структуры интеллигенции — прежде всего путем строительства помещений, сдаваемых бесплатно частным учреждениям образования, здравоохранения, культуры, спорта. Особенно нужны технические парки (технопарки) — научно-технические центры малого бизнеса. “Независимый интеллектуальный бизнес” — вторая сфера для “левых денег”.

Третья область инвестирования “левых денег” — техническое перевооружение жилищно-коммунального хозяйства. Никакая настоящая реформа ЖКХ без такого перевооружения невозможна. А без нее невозможен тот свободный работник, без которого нет постиндустриализма. Ведь значительная часть наших граждан, привязанных к жилью, — это своего рода крепостные крестьяне, которые когда-то были привязаны к земле. И как эта привязанность к земле крестьян душила в России предпринимательство и капитализм, так привязанность к жилью граждан связывает нормальное экономическое развитие, конкуренцию, межотраслевые и межрегиональные переливы ресурсов.

Программа технического перевооружения ЖКХ может начаться с самого элементарного — с обеспечения граждан бесплатными счетчиками воды, тепла, телефонных разговоров. С установки регуляторов расхода тепла и света, а в перспективе — новых систем отопления. И — прежде всего — переход к жизни в собственных коттеджах, с преодолением и автомобильных пробок, и экологически опасных зон.

Реформа базы ЖКХ — типичная область применения “левых денег” — и находится на генеральном направлении развития страны, и четко очерчена по срокам, и ясна по содержанию.

И еще об одной потенциально важной сфере приложения “левых денег” хотелось бы сказать.

Это — выплаты долгов. Внешних, чтобы они не висели над страной. И внутренних — перед гражданами, у которых были заморожены в 1991 году вклады, — чтобы не сделать и новую Россию экспроприаторским государством.

Вот эти четыре программы и могли бы быть главной сферой инвестирования тех денег, которые судьба подарила нам.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру